11 ноября Артем Молчанов вступит в должность ярославского градоначальника.
А накануне этого важного события новый мэр Ярославля встретился с корреспондентом объединенной ярославской редакции агентства REGNUM и портала YarNews. Много говорили не только о будущей работе, но и о карьере Артема Молчанова, его работе в Кирове и в Федеральной антимонопольной службе.
Какая ваша первая запись в трудовой книжке?
- Общественная организация «Юристы за справедливость», юрисконсульт, я был ещё студентом. Это 2000 год, я год отработал в этой общественной организации. Это консультация, оказание правовой помощи в общественной приёмной.
Помните какой-то конкретный случай?
- Человек уехал в другой город, и ему за этот период начислялись коммунальные платежи. Мы помогли ему составить заявление на перерасчёт, подать документы. Человек сходил, и получил реальный результат, сказал «спасибо большое». Это было очень приятно.
Вы окончили юридический вуз. Почему не стали адвокатом? В 90-х все хотели стать адвокатами.
- Начну издалека: после школы я хотел стать историком, заканчивал историко-правовой лицей и поступал на исторический факультет педагогического университета. Мне казалось, что это замечательная профессия. Параллельно поступал в юридический институт, там были те же самые экзамены. Многие мои друзья поступали на юридический, хотели быть адвокатами, как тогда показывали в американских фильмах: выступать в красивых галстуках, защищать преступников и получать большие деньги. Так судьба сложилась, я на «отлично» сдал все экзамены в юридический институт, а на исторический факультет чуть-чуть не хватило баллов. Это, наверное, не случайность, что я поступил на юридический факультет Московской государственной юридической академии. У нас был филиал в Кирове, к нам приезжали преподаватели из Москвы.
Вы были настроены уже на карьеру именно в системе органов власти? Или это каким-то естественным образом получилось?
- Во время учёбы - нет. Но после института мой старший товарищ, который на тот момент получил приглашение на должность заммэра Кирова по имущественным и земельным вопросам, позвал и меня с собой. Должность — специалист 1-го разряда управления муниципальных земель, юрисконсульт. И с этого момента началось другое восприятие жизни. Мне передали самые сложные дела, которые долгое время не решались, и это было интересно. Например, освобождение земельных участков от незаконного захвата. Или выделение участка для строительства жилого дома для военных, потому что в городе не строили такое жильё долгое время, десятилетиями. Закрутило - интересные дела, интересные процессы. Можно было себя проявить.
Профессия судебного юриста интересна и увлекательна тем, что проживаешь короткие циклы. Ты заходишь в зал заседаний, а через какое-то время суд оглашает решение, ты завершаешь цикл, фиксируешь результат. Потом это становится определённой рутиной. Во власти более длинные треки от принятия решения до получения результата. Ты пишешь какой-то документ, нормативный акт, законопроект. Он проходит различные стадии обсуждения, принятия. И даже когда он принят — это ещё не результат. И только когда ты понимаешь, что это работает, тогда трек и заканчивается. Например, сегодня у нас пойдёт первая выплата по жилищным сертификатам детям-сиротам. Мы это работу начали в январе, а сегодня получили первый результат. Такая работа мне интересна.
Какой результат считаете самым удачным в своей жизни?
- В 2017 году 21 декабря президент подписал Указ «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции в Российской Федерации». Я участвовал в его разработке. Идея была главы ФАС Игоря Артемьева. Серьёзный, сложный документ. Ощущение того, что президент подписывает документ, а ты непосредственно в этом принимал участие — это очень важно. Указ определил политику на несколько лет вперёд. В рамках национального плана развития конкуренции, в рамках этого указа приняты федеральные законы, например, закон о реформе унитарных предприятий. Это долгосрочные перемены, не одномоментно, чтобы сломать всё. Документ предусматривал много дальнейших решений, например, закон о праве правительства выдавать публичные лицензии на лекарства. И в 2020 году благодаря этому закону, поправкам в Гражданский кодекс, в России начали производить лекарство для лечения тяжёлой стадии коронавируса, которое поставляла швейцарская компания «Гелиат» по заоблачным ценам. Государство приняло решение, что, защищая жизни людей, оно даёт российскому производителю право использовать это изобретение без разрешения правообладателя. Я горжусь тем, что я участвовал в этом процессе.
Вы больше 10 лет работали в Кирове, а потому ехали в Москву. С лёгким сердцем покинули родной город?
- С 2011 года я был заместителем руководителя, а потом руководителем территориального управления ФАС России. Мы очень много с коллегами сделали, во внутреннем рейтинге ФАСа поднялись на пятое место, выйдя с 78-й позиции. У нас были свои предложения, наработки. В 2015 году руководитель службы Игорь Артемьев позвонил и сказал: у нас есть предложение вас позвать на должность начальника правового управления. Как вы к этому отнесётесь? И я сказал, что очень хорошо к этому отношусь, готов. Я не делал никаких специальных шагов для того, чтобы перебраться в Москву.
Скучали по Кирову? Не было «ломки»?
- Невозможно человеку оторваться от своей малой родины. Конечно, скучаю. Всё реже и реже получается там бывать. По-моему, в последний год я вообще там не был. Контакты, конечно, поддерживаю. По возможности надо бывать на своей малой родине.
Ваш любимый писатель, книга, любимая музыка?
- Писателей много, но, наверное, Пелевин. Книга, которую очень люблю и перечитываю периодически, «Generation П». Из музыки я люблю русский рок, чаще всего слушаю группу «Чайф».
Где именно в Ярославле живёте и почему выбрали такое именно место для жительства?
- Живу в центре, 15 минут от работы. В районе Волжской набережной. Почему? Даёт возможность ходить пешком. Выбираю разные маршруты. И по набережной, и по Советской улице, по Первомайской улице. Это большое преимущество то, что в Ярославле можно ходить пешком.
Перейдём к вопросам предстоящей работы. Предстоит кадровая оптимизация. Будет ли проходить какая-то объективная оценка сотрудников, которые будут сокращаться, или это будет отдано на откуп руководителям подразделений?
- Обязательно объективная оценка по каждому подразделению. Будет оцениваться эффективность и оправданность позиции в каждом конкретном подразделении каждого конкретного сотрудника. Что делает подразделение, чем оно занимается, какой результат работы этого подразделения. Сколько в нём работает человек, что это за люди? Задача не в том, чтобы сделать машинальное сокращение, а в том, чтобы создать эффективный работающий механизм, который двигается к единой цели. Где у каждого есть понимание, что он делает для этой цели и желание эту работу делать хорошо.
Какое у вас отношение к Владимиру Волкову, вашему предшественнику на этом посту, и к оставшимся членам его команды?
- Я не хочу давать оценку Владимиру Михайловичу. Есть ситуация, которая есть сейчас в городе. Нужно работать, решать существующие проблемы.
Какая главная проблема в Ярославле, на ваш взгляд?
- На мой взгляд, содержание территории, уборка территории. Чистота, одним словом, но в этом слове много составляющих — летнее содержание, зимнее содержание, вывоз мусора, содержание контейнерных площадок, фасадов домов, сосульки зимой, снег на тротуарах, достаточное количество урн. На мой взгляд, это первая, базовая проблема. Может быть, она кажется не какой-то грандиозной, стратегической. Но если это будет сделано, люди почувствуют результат.
Вы эту проблему вычленили личным опытом или на основании каких-то исследований?
- И так, и так. В Центр управления регионом жалобы поступали, мониторинг СМИ. И, конечно, я сам хожу по улицам пешком, езжу на машине, и не только в центре. Я представляю, что я хотел бы сделать просто как житель города.
А дороги уже ушли на второй план? Потому что буквально два года назад это была проблема №1.
- На сегодняшний день у нас 66 процентов дорог в нормативном состоянии. Ушли ли на второй план дорожные работы? Нет. Работу эту нужно продолжать. В этом году много сделали и неплохо, сделали бы и больше, если бы была проектно-сметная документация. Нужна ПСД, с ней нужно приходить в область, через область выходить в федерацию, просить деньги дополнительно в дорожный фонд. Возможно это? Возможно. В этом году часть Советской улицы сделали, заметно же, люди обращают внимание. Хотелось бы и улицу Свободы сделать. Хотелось бы не выбирать маршруты, когда гости приезжают, а чтобы можно было по любой улице проехать. Хотелось бы улицу Победы сделать. 66 процентов - это даже меньше, чем 2/3. Пока мы не дойдём до результата 90-95 процентов, всё равно будет ощущение, что мы ездим по плохим дорогам. Нельзя сделать 100 процентов дорог, но достигать уровня процентов 90 — это вполне возможно и это нужно делать.
Михаил Евраев много говорит о туризме. Чего Ярославлю не хватает для развития туризма?
- Четыре момента. Среди приезжих знакомых, друзей провожу опрос, что бы им хотелось получить и почему они раньше не приезжали в Ярославль. Первое — гостиницы. В туристический сезон мест в гостиницах мало и практически нет свободных номеров. Это нужно регулировать. Гостиничных номеров должно быть больше. Причём разного вида, для разных туристов. Второе - необходимо событийно наполнять повестку города в течение всего календарного года, а не только в туристический период. Событий много в городе. Но, на мой взгляд, не хватает понятной афиши всех этих мероприятий, чтобы можно было спланировать своё посещение, сделать индивидуальный маршрут. Это может быть и частный проект, и муниципальный проект, причём не только для туристов, а для всех. Потому что было бы удобно открыть приложение в телефоне и посмотреть, что сегодня происходит, а не искать по различным сайтам. Третье, что очень важно, это культура питания, достаточное количество кафе, ресторанов. Здесь много куда можно развиваться. Недостаточный объём услуг, и его нельзя искусственно расширить. Будет увеличиваться турпоток — будут увеличиваться возможности. Им надо помогать в этом направлении. Здесь возможны преференции со стороны государственных, муниципальных органов власти. Ну и четвёртое, это инфраструктура детского отдыха. Внутренний туризм для нашего поколения — это же как правило семейные поездки. В Ярославле огромное количество замечательных вещей, которые для детей просто уникальны — зоопарк, детская железная дорога, Даманский парк. Чего не хватает? Не хватает информации, продвижения этого предложения. Должна быть единая концепция инфраструктуры детского туризма.
Вы говорите в основном о тех вещах, которые не в полномочиях городской власти.
- А я вам возражу, потому что всё, что я говорю, это как раз в компетенции города Ярославля. Если мы говорим про поддержку гостиничного строительства — то это вопрос земельных отношений, вопрос ставки земельного налога, вопрос предоставления земельных участков. Это компетенция мэрии. Если мы говорим про информационную открытость — это компетенция мэрии. Если мы говорим про развитие парков, территорий и так далее — это городские предприятия. Зоопарк — городское предприятие. Это всё компетенция мэрии. Я бы хотел ваше представление об этом сломать.
У нас раньше городские власти не раз признавались, что туризм не наполняет бюджет города, и это не совсем их дело.
- Я считаю абсолютно по-другому, это один из серьёзных источников дохода города. Я бы не ставил туризм на первое место, конечно, это не промышленные предприятия. Но туризм — это не просто туристы, а это сопутствующие виды бизнеса, а они в совокупности с питанием, торговлей, гостиницами составляют уже серьёзную долю доходов города. Нельзя его откидывать и нельзя им не заниматься.
Не считаете, что Ярославлю нужен какой-то яркий проект, как в Рыбинске с музеем живой старинной вывески? Небольшие вложения, но прославились на всю страну.
- Вообще в Ярославле есть проекты, которые уже прославлены на всю страну и на весь мир. Мне кажется, что искусственно точно делать ничего не надо. Если они органически появляются, то хорошо. Нужно то, что есть, правильно преподносить, гордиться и показывать. Какое самое тиражируемое в мире изображение храма? Ярославского храма Иоанна Предтечи. Петропавловский парк — один из двух голландских парков в России. Всё, что не назовёшь в Ярославле, всё уникально. Вот в Йошкар-Оле взяли и построили кремль, его там не было. Но они взяли и сделали кремль, чтобы он был. А у нас есть.
Платные парковки в историческом центре, о которых давно говорят, «за» вы или «против»?
- Вы знаете, я пока не видел ни одного расчёта по поводу того, что есть потребность введения платных парковок. Есть с чем сравнивать, и если говорить о том, есть ли какая-то возможность припарковаться в центре города, то такая возможность есть. Ввести платную парковку как элемент разгрузки транспортной системы, по внутренним ощущениям, я не вижу необходимости. Знаю, что такие предложения были, возможно, при формировании пешеходной зоны и пешеходного квартала такие вопросы появятся. Но надо всё считать: сколько машин, почему они здесь паркуются. Может быть просто потому, что так исторически сложилось и вполне удобно было бы парковаться на прилегающих территориях.
Вопрос чугунного ограждения на Волжском бульваре, который пропал этим летом, вернётся ли оно туда? И как скоро? Должно вообще вернуться?
- Я знаю, что коллеги при ремонте взяли на хранение это ограждение, и я слышал разные точки зрения. И те, кто «за» и те, кто «против» этого чугунного ограждения. Я бы послушал жителей, проанализировал бы, поговорил бы с теми, кто часто бывает на этой территории. Спросил бы прохожих о том, насколько они считают это нужно сделать.
Наша редакция, которая расположена рядом с бульваром, просит вас его вернуть.
Подписаться ВКонтактеПодписаться в Telegram
Подписаться на рассылкуСообщить новость