Загрузка

К 25-летию кончины Митрополита Иоанна (Вендланда)

К 25-летию кончины Митрополита Иоанна (Вендланда)
  • К 25-летию кончины Митрополита Иоанна (Вендланда)
  • К 25-летию кончины Митрополита Иоанна (Вендланда)
  • К 25-летию кончины Митрополита Иоанна (Вендланда)
  • К 25-летию кончины Митрополита Иоанна (Вендланда)

Путешествие на Кавказ. Дневник.

«ЯрНьюс.Нет» публикует очередной фрагмент из книги Эльвиры Меженной о митрополите Иоанне (Вендланде). 22 года этот дивный святитель прожил на ярославской земле. В Ярославле закончился его жизненный путь. Но в жизни этого замечательного архиерея было много других мест. В этой публикации рассказывается о поездке в конце 40-х годов в Грузию. В 1949 году епископ Гурий с иеромонахом Иоанном совершили поездку в Грузию. Некоторых грузинских иерархов Владыка Гурий знал лично. С блаженнейшим Каллистратом, Католикосом всея Грузии он встречался в Москве. С митрополитом Ефремом Сидамонидзе – в Средней Азии: после возвращения из сибирского лагеря на родину грузинский Владыка некоторое время жил в Ташкенте, где русские батюшки дали ему, измученному голодом и болезнями, приют. Дневник иеромонаха Иоанна Вендланда – уникальный документ-свидетельство о связях Церквей-сестер в годы гонений на православную веру и о любви ее служителей друг к другу.

«20 июня 1949 год, понедельник

В 7 часов утра Епископ Гурий вместе со мною вылетел из Ташкента в Тбилиси. Скоростной, мягкий, серебряного цвета самолет сделал первую посадку в Ашхабаде. Аэропорт помещался в небольших наскоро сколоченных бараках. Вокруг лежали развалины разрушенных землетрясением зданий. К нам подошла женщина и, узнав, что мы из Ташкента, поинтересовалась, не можем ли мы попросить Епископа Гурия, чтобы он дал хорошего батюшку. Она хвалила о. Алексея (Микулина) и говорила, что ашхабадский батюшка слишком много назначает за требы, поэтому у них много невенчанных, некрещеных, много и не отпетых, в особенности, безродных, которых до сего дня продолжают извлекать из-под развалин.

Все это женщина говорила со слезами на глазах. Владыка открылся ей, что он сам и есть Епископ Гурий и обещал исправить положение. Когда мы прилетели в Баку и сидели в гостинице, ожидая самолета на Тбилиси, он написал письма всем настоятелям, убеждая их не назначать никакой цены за совершение треб, а довольствоваться тем, что дадут.

…«Стрекоза» летела на высоте 1000, потом, пересекая горы почти 2 000 м.

Вдали показались горы, поросшие лесом, а за ними и снеговые вершины главного Кавказского хребта. Стало качать. Гористая местность под нами оживилась появлением травы, затем и кустов и домиков и начала большими террасовыми ступенями спускаться к широкой степной, возделанной полями долине. Качка затихла. Выгоревшая степь была долиной Куры. Наконец, вдали показался Тбилиси. На машине мы добрались до Сионского Собора. Во дворе его дом, второй этаж которого занят Патриархом. В небольшом участке двора Католикос разбил прекрасный садик из хвойных деревьев, буксуса и т. п.

Патриарх – Католикос всея Грузии святейший и блаженнейший Каллистрат (Цинцадзе) встретил Владыку с распростертыми объятиями: «Где же, вай-вай, Вы пропадали?» - спросил он его. Оказывается нас встречали еще вчера с машиной на аэродроме. Нас поместили в большой комнате. Окна ее выходили на Куру, вернее, висели над Курой, которая шумела глубоко внизу под скалистым обрывом, на котором стоял наш двухэтажный дом. За рекой открывалась панорама Тбилиси со шпилями и башнями средневековья и с мостами и трамваями ХХ века.

Патриарх пригласил нас к столу. Наскоро согретые остатки обеда были сдобрены натуральным кахетинским вином. Кахетинское разливал сам Патриарх. Он сказал, что деловые вопросы (о том, как и куда проехать) можно отложить, а сейчас надо закусить, а потом отдохнуть. Он возглашал тосты за разных лиц и участвовал в компании. Кахетинское вино – некрепкое, кислое, так называемое сухое, считается грузинами лучшим вином. Грузины совершают на нем и евхаристию (даже на белом). Действительно, в нем нет никаких дополнительных прибавок (сахара, спирта и др., как в кагоре), оно то, что получается из виноградного сока.

Мы пили умеренно, и потому Патриарх решил быстро дойти до конца тостов. Конец этот среди верующих грузин всегда одинаков. Поднимая последний стакан, глава пира (тамада) возглашает: «Пресвятая Богородице, спаси нас». Все пьют и восклицают: «Аминь». После этого немедленно встают и расходятся. Это напоминает чин Панагии.

Для нас, русских, этот заключительный тост был предварен таким объяснением: «Грузия, или Иверия, есть удел Пресвятой Богородицы, доставшийся Ей по жребию. Мы находимся под особым покровительством Пресвятой Девы, а потому надо выпить за Пресвятую Богородицу!».

Мы с Патриархом поехали на ночную прогулку по Тбилиси - сначала по ярко освещенным, великолепным улицам оживленного города, блестевшими от влаги. Везде асфальт, много красивых бульваров, зелени, мостов, проспектов. Потом машина направилась к окраине и начала подниматься зигзагами. Мы очутились на высокой горе, господствующей над городом. Сюда вел фуникулер, внизу полыхало море электрических огней, рядом раскинулся загородный парк. Мы стояли на дороге, усаженной цветущей липой и кипарисами. Благоухание этих деревьев в сыром теплом воздухе было очаровательно. Когда мы засыпали в своей комнате, казалось удивительным: как, неужели, еще вчера мы были в Ташкенте!

22 июня 1949 года, среда

Утром мы пошли в Сионский собор. Стены храма сложены из обтесанных, правильной формы светло-серых камней (туфа). Оказалось, что это плиты с могил духовных лиц. Чувство молитвенной настроенности охватывает всякого, кто входит в это древнее здание (постройка Х – ХI веков, а первоначально – конец V - начало VI веков). Храм не очень светлый, но и не слишком темный. Такова же и живопись: выполнена она какими-то особыми восковыми бледно- голубыми красками цвета морской воды (живопись Г. Г. Гагарина 1850-60-х) - прекрасное, строгое подражание грузинским фрескам.

Четыре святыни, наиболее почитаемые в Сионском Соборе – Крест Святой Нины (ради прихода Патриарха и Владыки стеклянная дверца была отворена и мы приложились к самому древу), образ Сионской иконы Божией Матери, Нерукотворный образ Спасителя и образ Всех Святых Грузинской Церкви у Животворящего Столба.

Когда мы вошли, шла Литургия. Священник читал Евангелие (по-грузински), стоя на солее перед аналоем лицом к народу. Царские врата по грузинскому обычаю (или может быть по распоряжению Католикоса) открыты все время на всех службах. Во время Великого Выхода священник вознес также имя и Владыки Гурия. Мы простояли весь евхаристический канон. Пели несколько мужчин распевом, похожим на знаменный.

Теперь пора сказать о гостеприимстве и нравах блаженнейшего Католикоса. Это человек небольшого роста, 84-х лет. Его лицо красиво обрамляется сединой густых волос. Борода и волосы недлинные. Он благолепен, спокоен. Радушие и теплую приветливость излучает вся его фигура. Это излучение производит впечатление чего-то божественного, особенно когда он надевает патриарший куколь или облачение. Гостеприимство и подаяние нищим суть, как будто, те добродетели, о которых в наибольшей степени заботится Патриарх.

Стол Святейшего умерен. Утром он (тоже, конечно, и мы) ел яйцо всмятку, а затем чай, к которому подавался белый хлеб, сыр (немного лучше брынзы), икра. В чай вливалась маленькая ложечка коньяка.

Днем, около 3-х был обед, за которым сидело часто и несколько человек духовенства и других гостей. Обед начинался с огурца. Затем следовал суп (только ради нас) и лобио. Еда мало интересует грузин. Она нужно только как закуска к кахетинскому. Последнее и составляет главное содержание обеда. В качестве приправы много травы: зеленый лук, петрушка и особые травы, богатые содержанием эфирных масел. Испаряясь во рту, эти масла почти обжигают десны, небо и язык. Кахетинское, хотя и не пьянит, но располагает к благодушию и ко сну, который, как обязательное, предлагается после обеда. Патриарх, впрочем, спит недолго, около получаса.

Вечером вина уже нет. Предлагается чай, к которому каждый получает лично из рук Патриарха ломтик лимона. К чаю – хлеб, сыр, икра. В последнее время Патриарх стал, по совету врача, каждый вечер есть тарелку мацони. .

Когда нужно сменить блюдо, или обслужить гостя, Патриарх, как римский император хлопает в ладоши. Встает Патриарх рано, около шести часов. Занявшись немного шведской гимнастикой, он идет в храм. Ежедневное посещение храма по утрам – жизненное правило Патриарха, соблюдаемое им с того дня, как он принял священство. Гостеприимство Патриарха простирается и на лиц, ему, видимо, не симпатичных. Так, например, во время войны у него искал места обновленческий архиерей. Приняв обновленца, как гостя, он отказал ему в церковном общении.

Патриарх – человек образованный и ученый. Он – уроженец Имеретии – т. е., Западной Грузии. Его отец – деревенский священник. Дети в семье должны были каждый день читать вслух часослов и Святое писание, работать в поле. Отец хорошо умел объезжать лошадей, даже самых буйных. Он был хороший человек. Однажды в феврале выпал глубокий снег, а отца позвали на требу – причащать больного за несколько верст. Он сел на лошака и поехал. Но в глубоком снегу животное скоро выбилось из сил и остановилось. Тогда отец стал прокладывать дорогу сам, ведя под уздцы лошака. Наконец, он добрался до больного и совершил требу. Уже ночью он вернулся домой и слег. У него оказалось воспаление легких. Он умер через три дня. В то время мальчик Каллистрат Цинцадзе переходил из духовного училища Кутаиси в семинарию Тбилиси.

Юный Каллистрат мечтал стать монахом. В то время он кончал Духовную академию в Киеве. Однажды он случайно встретил на улице девушку. Встреча была минутная. Девушка – гувернантка совершала прогулку с детьми. Каллистрат тотчас же объявил друзьям, что он женится на этой девушке. По всей Академии прошел слух: Цицнадзе сошел с ума! Он женится на девушке, которую не знает, как зовут и где она живет. Но Каллистрат был уверен в том, что его решение осуществится на деле. Действительно, месяца через два они снова встретились и теперь уже познакомились, а еще дня через два он сделал ей предложение, которое было принято. Итак, Каллистрат стал не монахом, а женихом. Потом он женился и стал священником.

Грузины очень любят Католикоса. Народ, интеллигенция, научные работники относятся к нему с уважением, приветливостью и нежной предупредительностью. В среде научных работников (в особенности по археологии, истории, искусству) он пользуется авторитетом, так как и сам кое-что сделал в этих областях и кое-что ценное дал музеям. Грузины видят в Католикосе не только главу Православной Церкви Грузии, но и средоточие национальной самостоятельности их народа. Поэтому они гордятся своим Католикосом. Надо сказать, что гордятся по праву.

Католикос, также как и наш Патриарх, и наш Владыка, не любит в храмах беспорядочного нагромождения икон, полотенец, бумажных цветов. Каждая икона осмысленно стоит на своем месте. Я не мог заметить в здании Католикоса той кучи входящих и исходящих бумаг, которая заваливает нашу канцелярию, не мог почувствовать так же и работы какого-либо мощного бухгалтерского аппарата, как у нас. В довольно пространной комнате, почти зале, где ведется официальная работа, почти всегда пусто. Там стоит стол для заседаний, покрытый красным сукном, висят портреты и очень наглядная и подробная карта Грузии. Только на часок по утрам около письменного стола ключаря и заведующего свечной мастерской, протоиерея Габуния, наблюдается некоторое оживление, и затем все стихает и пустеет.

 

Машинка стоит в чехле в умывальной комнате Патриарха. «У вас есть машинистка?» - спросил я. «Конечно, - ответил патриарх, - это моя дочь». Стука машинки я не слышал ни разу.

Секретарь Патриарха (он же и настоятель Сионского собора) – протопресвитер Михаил имеет только 89 лет от роду. Он хорошо говорит по-русски и служит довольно громким голосом (по воскресеньям часто русскую раннюю). Он может служить сколько угодно с утра до вечера, но придя в канцелярию и взявшись за перо, немедленно засыпает.

Чем объяснить такой кажущийся застой в делах? Тем ли, что Католикос не аккуратен? Нет, он очень аккуратен и исполнителен. Мы могли убедиться на собственном опыте, как он предусмотрительно заботился о нас: отдавал распоряжения протодьякону (баня, билеты), шоферу (машина), посылал телеграммы, обеспечивавшие нам встречу и прием в других городах, организовал посещение музейных сейфов и прочее.

Или же канцелярский застой объясняется застоем церковной жизни? Грузинский Католикос имеет приходов (всего около 50) меньше, чем в Ташкентской Епархии, хотя в Тбилиси 11 церквей (настоящих храмов). Но это не все. Мне кажется, основной причиной канцелярского покоя является отвращение грузин к формализму и бюрократии. Я думаю, что «инструкция по составлению отчетов», показалась бы в Грузинской церкви такой же дикостью, как раскол старообрядчества. Вопрос – может ли награжденный архимандрит не закрывать Царских врат только до Херувимской, или же он может их держать открытыми и на «Милость мира», показался бы здесь нелепым. Католикос смело открыл царские врата на всех службах и сделал алтарь всегда доступным взору верующих (кроме времени причащения!). Он говорит: пусть молящиеся видят, что и священник молится, а не сидит в алтаре, подавая только возглас!

Мне лично слабость бумажного дела в Грузинской церковной жизни очень понравилась».

(Епископ Гурий, прочитав эту запись, сделал к ней ироничное примечание редактора: «Высокопреподобный составитель этих записок по образованию геолог; он поклонник допотопного учета, когда люди (напр. Ной) умели считать только до семи (семь пар нечистых). Большего от них Господь не требовал. А стада овец в то время не подсчитывались»).

«Особенность грузинской церкви составляет то, что священник, при случае, может служить, как диакон и даже в диаконском облачении. Когда при архиерейской службе нет диакона, а это раньше случалось часто, старший священник (в своем священническом облачении) читает ектении, которые приходятся под возглас Владыки. А в Александро-Невском храме в Тбилиси, второй священник часто является в диаконском стихаре с орарем и служит, как диакон. А за полчаса до этого он стоял за аналоем в епитрахили и исповедовал. Говорят, что здесь это никого не смущает. Впрочем до 1922 года, то есть до возникновения обновленчества в России, не было такой практики в Грузии.

Святейший, видимо, привязался к Владыке Гурию. Каждый вечер он ставил три стула на балконе и начинал длинный рассказ из прошлого. Когда мы на несколько дней уезжали в скит, он просил оставить наши вещи, чтобы не чувствовалось пустоты.

После обеда мы, под руководством Святейшего, поехали в Мцхет.

Великолепная асфальтовая дорога вьется по правому берегу Куры, поражая живописными окрестностями. Впереди на горной вершине показалась церковь. Это Джварис-Сакдари – церковь Святого Креста (VII век!). В Грузии зачастую церковки строились в таких живописных и труднодоступных местах. Мцхет – древняя столица Грузии, расположена на мысе при слиянии рек Арагвы и Куры. Главный Собор во имя 12 апостолов, Свэтицховели (столб животворящий), построен на том месте, где погребена Сидония, державшая в руках хитон Господен. Это кафедральный собор грузинского Католикоса, самый большой в Грузии, величественный, но сильно запущенный. В нем могилы грузинских царей, купель для младенца-наследника, копия храма гроба Господня. Огромнейший алтарь, в котором Католикос служил с 24 архиереями. В древних грузинских храмах горное место почти всегда многоярусное.

Вокруг – обширный луг, крепостная стена с башнями из дикого камня. Домик представляет собою «дворец» католикоса, более, чем скромный.

На обратном пути мы зашли в монастырь Св. Нины. В главном храме во имя Преображения Господня Католикоса встретили монашки-грузинки (человек 15) пением на грузинском языке «Достойно есть». В ограде храма есть и малюсенькая церковь, расположенная в точности на том месте, где подвизалась св. Нина.

В самом храме находятся в отличном состоянии заново отделанные под красивой мраморной сенью – могилы святого царя Мириана и его супруги царицы Наны. Тут же - иконы святых супругов, лампада, свечи. Святой царь Мириан, обращенный в христианство проповедью святой Нины, привел грузин ко Крещению в 326 году по Р.Х.

В храме находилась группа экскурсантов, которые весьма почтительно обращались к Католикосу. Католикоса проводили пением по-грузински «Царю Небесный». В Мцхете есть еще один храм, во имя Святой равноапостольной Ольги, и при нем неофициальный русский женский монастырь тоже во имя этой святой.

Святейший предупредил, что монахиням придется на несколько дней принять Владыку Гурия.

Обратно поехали по той же дороге. Дороги в Грузии находятся в прекрасном состоянии. Удивительно, что всевозможные технические сооружения не портят местность, но как-то прекрасно сочетаются с горами, реками, лесами… Ночью опять была сильная гроза. Вообще грозы очень удачно освежают атмосферу Тбилиси по ночам.

24 июня 1949 года, пятница

Это день смерти моего папы. Владыка хотел служить панихиду, но как-то не вышло. Рано утром, забежав в Собор, я поставил четыре свечи у четырех главных святынь сионского храма, и перед Нерукотворным образом Спаса прочел молитву «Боже духов». Вечером нас повели в серную баню. Протодьякон Амвросий устроил заранее с билетами и номером все, что нужно. Баня построена на естественных серных теплых ключах, дающих и самое название городу – Тбили(тепло)-си. В бане, как и везде, Патриарх встречал самую нежную заботу.

 

А когда мы ходили с Патриархом в сейфовые отделы Государственного музея Грузии, к Святейшему относились не только как к Католикосу, но и как к компетентному научному работнику.

25 июня 1949 года, суббота

Вечером мы молились за всенощной в Сионском соборе. Здесь в пять часов в приделе начинается русская всенощная, а грузинская около 7 часов.

Служил протоиерей о. Александр Габуния, протодиакон Амвросий и старенький невысокий дьякон. Соборного выхода не было. Евангелие, по его прочтении, кладется на аналой и молящиеся (которых очень мало), прикладываются сами.

Католикос стоял на своем месте в алтаре в куколе. Он показался во время возгласа «Благословение Господне на вас», затем еще раз возгласил «Слава Тебе, показавшему нам свет», и закончил всенощную на 1-ом часе. Эти вмешательства Патриарха, вся фигура которого дышит благостию и располагает к умилению, были очень трогательны.

Всенощная почти вся шла по-грузински (пение было исключительно грузинское). Пение – строго церковное, совершенно своеобразное. Напоминает знаменное, гармоническое, но часто с унисонными окончаниями. Молитвенное, торжественное и столь протяжное, что, несмотря на сильные сокращения устава, в особенности канона, всенощная тянулась довольно долго. (Царские врата открыты всю службу, даже и 1-ый час).

Вечером за чаем святейший с воодушевлением вспоминал воинские подвиги грузин в русской армии. Он молится за грузинских полководцев.

26 июня 1949 года, воскресенье.

Владыка служил вместе с Католикосом в Сионском Соборе Божественную Литургию. Я тоже участвовал в этом служении. Литургия началась в 11 часов дня и продолжалась 3 ¼ часа. Устав несколько сокращен, но служба идет так медленно, что тянется долго. Протодьякон поет ектении. Нет иподиаконов. Облачают Владык, подают трикирии и проч. протоиереи. В алтаре нет болтовни, все усердно молятся. Литургия совершалась на 3-х языках – грузинском, славянском и греческом. Пение – все на грузинском.

Несмотря на торжественность службы и прекрасное пение, народу было не более 200 человек. (Напомним, что в Тбилиси целых 11 церквей). Больше половины присутствующих – русские.

Мы заметили, что грузины если и заходят в грузинскую же свою церковь, то не надолго, чтобы поставить пред св. иконой свечу и немного помолиться. Сам грузинский Патриарх сказал нам откровенно: «Нас кормят белые платочки (т. е. русские женщины)».

Все служащие были приглашены на обед к Патриарху. Главное блюдо, конечно, кахетинское вино. Кроме тостов было пение – «Мравелжалие» и др. Пожилой диакон произносил стихи собственного сочинения. Один акростих из начальных букв составлял слово «Гурий», в честь нашего Владыки. Тамадой был протопресвитер Михаил (89 лет). Ему помогал Католикос.

27 июня 1949 года, понедельник

В 7 часов утра уже была готова машина «Победа», шофером которой был бравый, любезный и умелый Илюша, айсор по национальности, рекомендованный патриаршим шофером Датико и согласившийся провезти нас по Военно-Грузинской дороге (протяженность около 207 км). Вскоре показался вид на Главный Кавказский хребет. Но гребни его так далеки, воздух здесь так насыщен влагой и поэтому быстро дает дымчатую синеву, а подъем к гребню хребта так замаскирован множеством дополнительных гребней, что мощность и высота хребта отсюда мало заметна для зрителя…

Селение Казбеги. На вершинке зеленой горы труднодоступная церковь во имя «Цмидао Санеба» - «Святой Троицы», воспетая Лермонтовым. Еще выше - грандиозный подъем и кручи, одетые сплошным снегом.

Отдохнув на берегу Терека и вымыв машину, мы отправились дальше и скоро выехали в город Дзауджикау (Орджоникидзе-Владикавказ), центр Северо-Осетинской автономной республики. Город небольшой, еще сохранил отпечаток прежнего уездного города. Есть церковь и мечеть. Впрочем, центр имеет хорошие новые здания, памятник Орджоникидзе, а главная улица асфальтирована и имеет много чайных. Прикупив бензин, мы повернули назад. В темноте, около 10 часов вечера, мы вернулись к Патриарху.

Шофер Илюша, который вез нас по Военно-Грузинской дороге – айсор католического вероисповедания. Католик, он мучается тем, что он не православный и думает перейти в православие (насколько я понял, он хочет быть таким, как все, т.е. как большинство).

Он спросил Владыку: «Какая разница между католичеством и православием?» Владыка, не думая, что шофер может неплохо разбираться в вопросах религии, сказал, что разница в крестном знамении.

«А еще?» - спросил шофер.

Тогда Владыка ответил: «У католиков, что папа скажет, то и верно, а у нас верно то, что скажет Собор».

Но шофер не унялся; он спросил: «Ну а в основе религии, есть ли разница?»

Владыка ответил: «Нет. Католики тоже христиане, верящие в Иисуса Христа, как в Сына Божия, и имеющие то же Евангелие…»

Айсор радостно подхватил: «Вот как! Значит, разницы нет, а поэтому я могу присоединиться!»

Вообще айсор Илья был очень мил, предупредителен, услужлив, все время восторгался природой, оказался превосходным шофером. То, что он в один день проехал по Военно-Грузинской дороге, уже показывает его опыт и выдержку. Когда перед обедом мы читали «Отче наш», он стал на колени.

Католики-грузины, как рассказывал святейший, появились около ХIV столетия, когда грузинские цари, стесняемые магометанами, обратились к папе за помощью. Папа условием помощи поставил принятие католичества. Многие князья приняли католичество и старались распространить его среди своих подчиненных. Помощь так и не была оказана папой. Впоследствии католики имели переменный успех.

Царь Ираклий II изгнал их, но при русских они проникли в Грузию опять. Теперь (1949 г.) в Тбилиси есть католический храм. В нем 2 священника. Один грузин, очень образованный, знает 5-6 языков, а другой айсор, простец из псаломщиков.

28 июня 1949 года, вторник

Сегодня мы переехали в Ольгин скит. Патриарх очень настаивал, чтобы мы, взяв из вещей самое необходимое, остальное оставили у него, но мы его (главным образом я) не послушали. Почему-то Патриарх был этим очень огорчен. Он сказал, что без вещей комната кажется пустой. Возможно, что мы, взяв все вещи, нарушили какой-нибудь обычай.

Ольгин скит находится в Мцхете на правом берегу Куры на склоне лесистой горы. Несмотря на близость станции ж. д. «Мцхет» он практически оторван от внешнего мира, так как к нему надо лезть около 250 метров вверх по довольно крутой тропочке. Снизу из-за деревьев виднеется только часть стены и крыши одного из зданий.

Вернее будет сказать, что это не скит, а поселок. Здесь два дома занято семьями мирских людей, а третий дом, самый большой? отчасти занят семьями (одной или двумя), а отчасти монахинями. Кроме того, в поселке еще два здания. Это церкви, признанные архитектурными памятниками и охраняемые государством. Одна из них – церковь Успения (построена на том месте, где св. Нина, по сокрушении идола, скрывалась от гнева царя Мириана, пока ее не принял к себе садовник Анастас) – пустует и всегда заперта, другая, во имя cв. равноапостольной Ольги открыта, в ней ежедневно монахини совершают правило.

Иночествующих насельниц Ольгина поселка десять человек – четыре монахини и шесть инокинь. Матушка Ангелина, 68 лет, возглавляет это небольшое общество. Она – не игумения, но имеет крест от Католикоса.

Ольгин скит – замечательный молитвенный центр в лесу, рядом с ЗАГЭСом, электричкой, лесопилкой, асфальтом и машинами. Все эти принадлежности цивилизации производят немного шума, и не мешают сестрам проводить свою строгую жизнь.

Сестры встают до пяти часов, в пять собираются в притворе церкви и начинают свое утреннее правило. Продолжается оно четыре часа и состоит из утренних молитв, полунощницы, утрени, часов (1, 2, 6 и 9), изобразительных (с Апостолом и Евангелием) и акафиста. Затем покушав, кто чем сумел, (ибо общежитие они не могут наладить и только по праздникам собираются на общую трапезу, а вообще столуются по двое-трое), сестры отправляются на работу. Несколько человек работают в Мцхете – на почте, в больнице, еще где-то. Также занимаются они стеганием одеял и малюсеньким огородом.

В общем, сестры живут бедно, но очень единодушно. Это единодушие сказывается во всем. В общем настроении – приветливом и, во время пребывания Владыки, дружно поднятом. В пении – быстром, согласном, гибком и до того гармоничном, что ни один голос не выделяется и не мешает другому и, если слышен отдельно, то только для украшения, сколько нужно. В чтении - сестры читают по две-три за службой, так чтобы не надоедал один голос. Чтение у них однотипное – у всех быстрое, у всех четкое, правильное, осмысленное.

Наконец, во всем охотно слушаются матушку.

Матушка Ангелина – благоразумная монахиня, с юности в монастыре. Она правит твердо, но кротко, душевно, пасет вверенное ей стадо, не господствуя над ним. В ее отношениях к сестрам видна распорядительность, духовная властность, но и ласка, так что иной раз она обращается к сестре, сказав ей «детка».

Вечернее правило начинается в семь и закачивается в девять. Оно тоже происходит в притворе храма. (А лампады горят во всем храме).

До этого правила сестры как-то обедают, а после сразу ложатся спать.

Таким образом, они едят, как будто, два раза в день. Вечернее правило состоит из вечерни, повечерия, на котором к канону Божией Матери прибавляется канон Ангелу Хранителю и молитва Божией Матери и Ангелу, и затем акафист.

В заключение – вечерние молитвы и, наконец, пение («Иже Крестом ограждаеши») и обращение к святым Нине, Ольге и др. Всего сестры проводят в молитве 6 часов в сутки, по будням.

В субботу и воскресенье и праздники к ним приходит архимандрит отец Ф., в возрасте восьмидесяти с лишком лет. За что-то матушка и сестры недовольны архимандритом – как будто за медлительность и некоторые, по их мнению, неуставные действия, а также за бродяжничество по Грузии и совершение тайных постригов в разных местах, главным образом в Тбилиси.

Когда совершается богослужение со священником - сестры переходят из притвора внутрь храма и поют гораздо больше, чем при совершении правила. Всенощная заменяет вечернее правило, а утреннее в каком-то, конечно, сокращенном виде исполняется перед обедней.

К нам была приставлена для исполнения келейного послушания инокиня Раиса (24 лет). Нас окружили трогательной заботливостью. И завтрак утром с чем-либо горячим и с самоваром, и чай днем с какими-нибудь пампушечками, и фрукты между всеми завтраками, чаями и обедами, и обед, и еще чай перед правилом (а, при желании, и после него). Одним словом – нас питали по-русски, как хороших гостей, стирали нам, обеспечивали горячей водой для мытья и т. д.

Конечно, Петров пост соблюдался полностью. Ясно, что мы дали денег, продуктов и консервов.

Инокиня Раиса – очень бойкая, услужливая и славная, происходит из Павлова Посада, под Москвой. Единственная дочь у мамы, мамин баловень, привыкшая к конфетам, получила кое-какое образование в школе, а главное, научилась еще в Павловом Посаде быть очень хорошей псаломщицей и певчей. Каким-то образом она узнала, что существует матушка Ангелина с сестрами и стала писать ей письма, прося матушку принять ее к себе. Но матушка отвечала – «что ты меня беспокоишь. Отвяжись от меня, больной старухи и не думай даже о том, чтобы приезжать сюда». Рая плакала, но снова писала матушке и снова получала ответ в том же роде, однако не унималась, как вдруг матушка прислала ей своей согласие. Раиса немедленно приехала в Мцхет и сразу прописалась здесь, хотя вообще прописка тут очень трудна. С тех пор (кажется, около двух лет) она живет в обители. Владыка говорит, что ей, по бойкости ее характера и привычке командовать мамой, вероятно, трудно послушание.

Еще есть при обители брат Павел – пожилой мужчина огромного роста с большой бородой, медлительный, медведеобразный. Он был когда-то послушником, а потом вышел в мир и был два раза женат. Теперь он одинок и приметается при доме Божием и обители. Он – сторож, будильщик, неуклюжий пономарь, зажигальщик лампад, дровосек и поливальщик огорода. Немного подпевает он сестрам, но слух у него неважный. Он склонен философствовать и доволен судьбой.

Матушка Ангелина захаживала в келию к Владыке и рассказывала о своей жизни, нуждах обители и об истории Ольгиного монастыря. Вот, вкратце его история.

Инженер N, проводивший железную дорогу из Тифлиса в Батум, получил от царского правительства в награду за отличное строительство дороги землю – весь хребет на правом берегу Куры против Мцхета до полотна железной дороги. Этот хребет - высота около пятисот метров, со скалистым гребнем, лесистый и крутой, изрезанный оврагами, протяженность – около восьми километров. Инженер разделал половину этой земли под шикарные дачи с фонтанами и цветниками, а половину оставил себе.

Однажды жена инженера, Ольга, обходя свой участок, заметила круглое отверстие в земле. Она осветила его факелом и увидела сквозь него помещение церкви и иконостас. Оказалось, что это – засыпанная землей и щебнем церковь.

Барыня обратилась к мужу, и тот дал ей двести рабочих, которые за один день откопали весь храм. По просьбе Ольги экзарх Грузии благословил освятить церковь во имя св. равноапостольной Ольги. Позже, из исторических документов экзарх узнал, что здесь была церковь во имя св. великомученицы Екатерины. И сейчас в храме находится образ с изображением святых: Нины, Ольги и Екатерины.

По преданию, церковь была построена на месте убиения св. мученика Лонгина – сотника, происходившего из соседней долины. Церковь – очень древняя.

Ольга была устроительницей храма и много хлопотала о том, чтобы служба в нем совершалась ежедневно. Она сначала просила у экзархов священников, но те, занятые на приходах, посещали Ольгин храм очень редко. Тогда Ольга попросила семинаристов, чтобы хотя бы мирским чином справлять службу. Но семинаристы приезжали только летом, и тогда, чувствуя себя на даче, проводили время в прогулках с подругами.

Тогда Ольга попросила монашек, и экзарх направил несколько монахинь из других монастырей в Ольгин храм. С ними, тогда еще молодая, прибыла и наша матушка Ангелина. Это и было началом Ольгиного скита.

После смерти мужа Ольга приняла монашество с тем же именем. Это было в 1909 г. Впоследствии она стала игуменией монастыря. Игумения Ольга умерла в 1928 году в возрасте 94 лет.

Монастырек продолжал существовать. Он пережил большие трудности, когда не пожелал перейти на новый стиль (на каком, как будто была вся Грузинская церковь одно время). В 1941 году в течение нескольких месяцев монастырь был закрыт, но, к счастью, вскоре сестрам разрешили вернуться.

Вечером мы присутствовали на правиле. Вниманию очень помогало то, что Владыка и я стояли в пустой церкви, в которой горели лампады, а монахини стояли в притворе. Владыку встретили пением «Достойно». Когда правило кончилось, и сестры вошли в церковь для того, чтобы подойти под благословение к Владыке, Владыка сказал трогательное слово, основная мысль которого заключалась в следующем:

«В этой святой обители снова вспоминаешь, зачем человек живет, здесь, вдали от суеты и забот (хотя бы тех забот, которые предпринимаются ради других), лучше понимаешь, что надо спасаться и что, если не будешь заботиться о своем спасении, то и других не спасешь».

29 июня 1949 года, среда

День прошел в прогулках. Утром – с Владыкой по косогору, после обеда я один влез на гребень хребта…

30 июня 1949 года, четверг

После утреннего правила и чая собрались в большой комнате на экскурсию в так называемый Армазский монастырь, где был дворец царя Мириана.

Пошли во главе с монахиней Валентиной, которая помнила наизусть все тропочки в густом, но не очень большом лесу. Ходили: инокиня Раиса, сестры, брат Павел, две дамы из поселка и грузинская девочка Гулико.

Мы долго продирались через густые заросли граба и колючек, пока, наконец, не вышли на хорошую широкую тропу. В густом мелколесье по временам встречались остатки фундаментов и колодцев – напоминание о бывших здесь когда-то шикарных дачах.

Наконец, мы вышли на прекрасную зеленую полянку вблизи речки, осененную крупными дубами, ясенями и еще какими-то деревьями. Здесь сохранились развалины храма и колокольни. Храм был сильно разрушен, крыша провалились, в приделе еще можно было разглядеть остатки потолка. Сохранилась трехъярусная очень тщательно выведенная арка между притвором и храмом, кое-какие колонки, и следы живописи и орнаменты на алтарной стене. Довольно хорошо сохранилось здание колокольни.

До революции здесь жил иеромонах Мириан. Несколько ниже по реке жил его послушник Симон. Отец Мириан задался целью восстановить храм. Когда появились средства, он закупал материалы для будущей постройки. Это навлекло подозрение злодеев, которые убили сначала послушника, а затем и отца Мириана, в расчете найти деньги. Убили, жестоко, мучив, но денег не оказалось.

Вернулись мы домой очень усталые, хотя расстояние до берега моря не более четырех км. Устали главным образом от продирания через густые колючие заросли. На обратном пути мы нашли черепаху, такую, как самые большие ташкентские.

1 июля 1949 года, пятница

У грузин есть обычай: нельзя хоронить мертвеца, если в семье кто-то некрещен. Пришла грузинка к матушке окрестить младенца: дед умер и нельзя его хоронить. Я с большим удовольствием взялся за это дело, хотя и боялся, что, будучи долго без практики, я неловко сумею это сделать. Все прошло прекрасно. Младенца звали Любовь, крестные были Вахтанг и Русико.

После чая я один поднялся на гребень хребта и, идя вдоль него по очень красивой местности, достиг той знаменитой вершины, на которой стоял идол Армаз, и где его сокрушила св. Нина. Место – чудесное, очень возвышенное с видом на гребень Большого Кавказа (текущий в дымке и в легких облачках), и на всю долину Куры, и на низовья Арагвы, и на Гори. На вершине горы – обширная лужайка с цветами, окруженная сравнительно крупными деревьями дуба и ясеня. Место доступно со стороны широкой долины, спускающейся к Куре ниже Ольгина монастыря (долина св. Лонгина).

Идол Армаз стоял над очень крутым спуском, почти обрывом, к Куре. Он господствовал над древним городом Армаза, который тянулся по правому берегу Куры напротив Мцхета. Теперь здесь маленькая церковка, основанная на камне, т. е. на скале. Сохранилось все здание, внутри чистое, хотя и исписанное фамилиями многих посетителей. Сохранилось место престола и солеи (от которой до западной стенки только 3 метра). Внутри алтарная часть церкви сделана сводом. Из окошечка в нише алтаря видна церковь Св. Креста, что напротив Мцхета через Арагву. После осмотра места становится понятным описание того дня жития св. Нины, когда она молитвою сокрушила идола.

Действительно, только здесь могло подниматься в гору «множество народа» (ибо место доступно с юго-восточной стороны), только здесь множество народа могло разместиться на лужайке во время праздника. Хорошо представляешь себе и грозу, мрак, падение идола, бегство царя Мириана (в его дворец, где мы были вчера, идет и сейчас неплохая тропа), бегство народа и то, как св. Нина укрылась от дождя в расселине скал.

Разбитый идол мог даже естественной силой скал и бурных потоков быть донесенным с крутого склона до самой Куры.

Завтра матушка решила совершить память игумении Ольге, день смерти которой приходился на воскресенье. Владыка будет служить Литургию, а я служил сегодня вечером, в пятницу, всенощную на память св. апостола Иуды, брата Господня. Служение в древнем храме, монастырским уставом при свете лампад и свечей, на месте подвалов св. Нины, доставило мне огромнейшее удовольствие.

На всенощную собралось почти все скромное население Ольгина поселка, и еще кое-кто пришел снизу. Владыка благословлял после полиелея. В завершении Владыка вышел Царскими вратами и, благословляя народ, сказал слово приблизительно следующего содержания:

«…Конечно, не каждое семечко Божиего слова, заключенное в молитвенных словах богослужения, дошло до нашего сердца и принесло плод, но все же наша душа согрелась. Выходящий из церкви уже не тот, каким он был, входя в храм. Он лучше настроен, собран, мирен, согрет. Это делает с нами благодать, Божий дар. Будем ценить его. Если человек дарит нам что-либо дорогое, то мы никогда не обижаем его отказом. А в церкви нам дает дары не человек, а Бог и дарует нам самое дорогое, - то, что нужно для нашего спасения. Неужели мы отвергнем эти дары нашим невниманием?..»

2 июля 1949 года, суббота

Утром Владыка совершил заупокойную Литургию по игумении Ольге. Замечательно, что этот день в точности совпал с памятью Ольги, тети и воспитательницы Владыки. Владыка служил в священническом облачении, к которому был прикреплен специально сделанный из полотенца и накрахмаленный малый омофор (белый на красном облачении). «Достойно есть» сестры спели на грузинском языке. После Литургии была панихида, в которой участвовал и я.

Затем все сестры собрались на поминальный чай. Среди сестер я уже не раз замечал одну молоденькую девушку, по имени Светлана. История ее такова. Во время войны в вагоне везли детей, лишенных родителей. Военные дали проводнице три буханки хлеба и велели разделить между детьми. Светлана тихо сидела в углу и не решалась попросить хлеб. Проводница обошла ее при дележке, а потом уже, когда хлеб был съеден, обратилась к Светлане и из разговоров поняла, что эта девочка скромная. «Хочешь, я тебе буду за маму?» - сказала проводница девочке. «Мама!» - вскричала девочка и бросилась проводнице на шею. А проводница жила в Мцхете. Здесь девочка познакомилась с матушкой Ангелиной, и стала посещать обитель...

«Здесь я встретил то, что больше всего люблю, - сказал Владыка за чаем, - а больше всего я люблю монашество». Он обратился к воспоминаниям о своей жизни. Уже в коммерческом училище он мечтал о монашестве. Играя с мальчиками в буквы (каждый мальчик сообщал товарищам первую букву слова, кем бы он хотел быть, а товарищи отгадывали) Владыка загадал слово «монах» и никто не мог его отгадать. Рассказывал о преосвященном Сергии Японском и т. д.

Днем мы снова собрались на поминальный обед. Сестры пели канты, пели разные молитвы по-грузински сестры и даже новая Рая хорошо знают много молитв по-грузински и даже могут разговаривать между собой).

Наконец, и Владыка сказал слово, в котором, поблагодарив за гостеприимство, еще раз похвалил любовь всех присутствующих к монашеской жизни: «Не бойтесь жизненных трудностей, Господь всегда поможет (тут Владыка привел пример из лагерной жизни). Храните то, что имеете. А что хранить? Это значит смиренным сердцем принимать волю Божию, Бог смиренным сердцам дает благодать».

3 июля 1949 года, воскресенье

Сегодня мы возвращаемся в Тбилиси, чтобы оттуда сразу ехать в Кутаиси. Все сестры и сама настоятельница были искренно растроганы, когда провожали Владыку. Стоял общий плач. Мы уезжали до обедни. Собравшись в церковь, сестры спели тропари св. Нине, св. Ольге, св. Гурию (это был как раз день его памяти, я еще с вечера написал сестрам тропарь, который они уже спели на всенощной), затем спели «Хвалите имя Господне» (какого-то особого распева), “Ныне отпущаеши”, “Достойно есть”. Святейший прислал машину, обеспечил билетами в международном вагоне, организовал проводы.

Сестры, Светлана, маленькая Гулико, брат Павел – все спустились вниз к машине и обещали встречать поезд, когда Владыка снова проедет Мцхет. Любезный Датико доставил нас в Тбилиси. Еще шла ранняя Литургия в Сионском Соборе; мы поспели, чтобы прослушать евхаристический канон.

Католикос присутствовал на ранней и проповедывал, но очень слабым голосом. Он был утомлен. Проводы прошли в сдержано-грустном тоне. Вероятно, мысленно он был в Сионском Соборе, где в это время шла поздняя Литургия.

Когда я, отправив телеграммы, проходил через вестибюль Собора, меня встретила инокиня с лицом, похожим на Васнецовского Спасителя в терновом венце. Она врач, оставившая свою специальность и почитающая за счастье быть уборщицей в Соборе. Ее зовут Тамара. Она просит помолиться. Она никак не может уговорить Католикоса постричь ее в мантию.

Нас провожал на автомобиле псаломщик Платон, бывший протоиерей, во многих вопросах – наперсник патриарха. Мы сели в международный вагон 1-го класса и ехали в великолепных условиях. Когда проезжали Мцхет, сестры, Светлана, маленькая Гулико, Павел стояли на путях и приветствовали Владыку.

Закавказская железная дорога от Тбилиси до ст. Риони очень красива. Мы видели долину Куры, пещерный город вблизи Гори, жуткие хребты каких-то слоистых отложений, почти лишенные растительности, очаровательный вид Боржомского ущелья (из которого выходит Кура, начинающаяся в Турции).

Незадолго до приезда на станцию Риони, когда Владыка беседовал в купе с проводником, к нему подошли молодые грузины и вступили в беседу. Эти молодые люди уже давно поглядывали на Владыку с дружелюбным интересом. Под конец беседы подозвали и меня, весьма любезно и расположено. Молодой грузин сказал: «Я врач и не могу понять, как можно быть монахом».

Владыка объяснил: «Представьте себе следующее: у вас есть жена; вы должны ее любить и не должны ей изменять; так и монах – он все отдал Господу, должен быть верен Господу и ради Господа не интересоваться женщинами».

Врач воспринял это, соглашаясь, удивляясь и сомневаясь. Он сказал, что не может понять – как при встрече с молодой и красивой женщиной у человек не появится влечение к ней.

«Надо себя перебарывать», - сказал Владыка.

«Конечно, надо перебороть», - энергично поддержали Владыку пожилые проводники-армяне. Врач-грузин так и остался удивленно-восторженно-сомневающимся и после еще несколько раз приветствовал Владыку - на вокзале и на улицах города.

С вокзала мы на извозчике поехали к митрополиту Ефрему. Пешеходы смотрели на нас приветливо, а милиционеры вытягивались и отдавали честь.

Дом митрополита Ефрема находился неподалеку от Петропавловского Собора. Живет он на втором этаже, увитом ветвями двух высоких пальм. В садике митрополита, который он сам поливает, в грунте растут мандарины и благородный лавр. Плодоносящие лимоны Владыка на зиму заносит в комнату.

Митрополит Ефрем встретил Владыку горячо и просто. У него настолько сердечное и простое, товарищеское отношение, что при нем сразу перестаешь стесняться и чувствуешь себя превосходно. Он горяч, экспансивен, но не нервен. Типичный грузин, он прекрасно говорит по-русски (да и на других языках, вероятно). Своей горячностью, простотой обращения, ученостью и отпечатком лагерных лишений на лице он все время напоминал мне рукоположившего меня Владыку Иннокентия.

Ради приезда гостей в дом митрополита Ефрема была приглашена «дидо-Нина», мать Нина, которая и стряпала все необходимое. Митрополит, занимая две комнаты, террасу и третью, строящуюся комнату во втором этаже, живет совершенно один. Если нет гостей, никто ему не стряпает, то он все делает сам, или же ложится спать голодный. Когда есть гости, он живет нормально. Но обстановка у него хорошая. Свои хозяйственные способности он использовал при ремонте трех очень больших городских церквей в Кутаиси.

Он любит красивое облачение, хорошую панагию и т. п. и относится к ним бережно. Нам он уступил свою спальню, а сам долго не спал в своем кабинете, да и не знаю – на чем он заснул, там ничего не было постелено.

Когда мы уже легли на уготованные нам ложа, митрополит внезапно вошел в нашу комнату и, указывая на меня, спросил Владыку:

«Он хороший монах?»

«Да», - ответил Владыка.

«Он не изменит святой Церкви?»

«Нет».

«В таком случае, вот тебе, носи», - сказал митрополит и дал мне ковчежец с чеканным изображением св. великомученика Георгия Победоносца, поражающего дракона. В ковчежце были вложены частица мощей св. Георгия и частица древа Животворящего Креста Господня, залитые мастикой и заклеенные бумагой, на которой рукой митрополита были сделаны по-грузински объясняющие надписи.

4 июля 1949 года, понедельник

Митрополит Ефрем, возраста 55 лет, родился в селе Дуеси, вблизи Гори в семье псаломщика, который 40 лет исполнял свою должность. В роду у митрополита Ефрема есть и архиереи.

У него были брат и три сестры (брат пропал без вести, в лагере, он заботится о его жене и племяннике). В 1922 году он закончил историко-философский факультет Тбилисского университета и работал над темой «Грузинские монастыри, их просветительное значение». Ему сулили кафедру профессора на богословском факультете университета. Но еще до окончания университета он принял постриг и через несколько недель – сан епископа. Он стал викарным епископом и секретарем при Католикосе Амвросии.

С 1937 по 1943 год в лагерях, откуда возвращаясь совершенно больным и распухшим, был поддержан новосибирским архиепископом Варфоломеем, который, приняв его у себя, долго лечил от дистрофии и поставил на ноги. В 1944 году, следуя на родину, митрополит Ефрем задержался в Ташкенте. Там произошло его знакомство с нашим Владыкой Гурием, который в то время был архимандритом и настоятельствовал в Самаркандском Покровском соборе. В Ташкенте Владыка Ефрем жил в кладбищенской сторожке, потом некоторое время числился псаломщиком в Янгиюле у о. Панкова. Он очень благодарен Ташкентскому духовенству, в особенности отцу Брицкому. Снабженный деньгами в Ташкенте, он отправился на Кавказ; в поезде его ограбили. Отдав последние 500 рублей за билет из Баку в Тбилиси, он, наконец, в 1944 году вернулся на родину.

Мы отправились на машине сначала по городу. В городе растут и зимуют в грунте пальмы, инжир, мандарины, лавры. Очень много граната, который все еще цветет, хотя имеет уже завязавшиеся плоды. Немало деревянных домов (как дом митрополита), но много и каменных (известняк).

Прежде всего мы посетили Петропавловский Собор, огромный и светлый, как и все церкви Западной Грузии. У входа растет высочайшее дерево, как нам показалось, кипарис с длинным голым стволом. Оказалось, что это не кипарис, а красное дерево.

В музее видели Сванетскую святыню – образ Кирилла и Иулиты, похожий на образ Божией Матери. Тут же и древняя развалина над самым Рионом. Из каждой щели лезут плющ или инжир.

В восьми километрах вверх по Риону, а затем в сторону по гористой местности, высокого в скалах находится Гелатский монастырь (ныне музей). «Победа» заехала туда с трудом и некоторыми повреждениями. Монастырь – целый архитектурный ансамбль, построенный из желтоватого известняка. Главный храм – во имя Рождества Пресвятой Богородицы – огромен и величествен. Он начат царем Давидом Возобновителем (Строителем) в 1106 году. Давид умер в 1125 году и согласно его завещанию похоронен в туннеле ворот монастыря, чтобы все входящие проходили по его могиле (это – вообще грузинский обычай). Это - акт смирения. Огромный камень с высеченной по-грузински надписью «Сей покой мой во век века, зде вселюся, яко извалих и» (Пс. 131, 14).

Давид причислен Грузинской церковью к лику святых. (Кроме того, здесь есть преподобный Давид Гареджийский, храм которого находится в Тбилиси).

Сын Давида, Димитрий, закончил храм в 1130 году. Храм высок и светел. В алтарной нише над горным местом – образ Богоматери с Младенцем – хорошо сохранившаяся мозаика (ХII в.). Этот огромный образ в светлом храме производит незабываемое впечатление. На стенах – фрески. Многие из них на очень интересные темы, близкие нашим древнерусским алтарным фрескам. Так, например, в алтаре на горнем месте ниже образа Богоматери, изображено херувимское шествие. Царь славы в центре, ангелы идут с юга на север и несут плащаницу («се, жертва плайная, совершенная дориносится»). Ниже ярусом – причащения с двумя изображениями Спасителя. Св. Тело – в глубоком блюде без ножки.

На стенах явление воскресшего Господа, вкушающего «рыбы печены чисть». Часто встречается изображение св. Иоанна Златоустого. Нам показали сокровищницу с дорогим громадным позолоченным складнем, в котором была Хакульская чудотворная икона Божией Матери. В складень вставлены древние энголпии и миниатюры – дары грузинских царей.

На запад от собора – колокольня со сквозной башней, из-под которой бьет родник, и с церковкой Николая Чудотворца. Сбоку развалины духовной академии с астрономической вышкой, увитые плющем и заросшие инжиром.

К востоку от собора – церковь св. великомученика Георгия, ХI века, возобновленная в ХVI веке.

Митрополит Ефрем добрый час спорил с директором музея (на грузинском языке), доказывая, что стены этого храма сложены не в ХVI, а в ХI веке. Вообще к митрополиту с большим почтением относились научные сотрудники, а один из них, окончивший даже Петербургскую духовную академию, заходил с интересом в церковь, но остерегался как-нибудь проявить религиозность.

Мы осматривали монастырь более 3-х часов. На обратном пути нас настиг дождь, который продолжался непрерывно почти всю ночь, почему мы и поехали прямо домой, не заходя в третью, Георгиевскую церковь города.

Обедали в обществе двух священников и диакона, причем пили вино так долго, что Владыка Гурий сказал, наконец, что пора кончать.

Вечером митрополит Ефрем хорошо играл на фисгармонии и пел грустные, с оттенком драматизма, грузинские песни.

5 июля 1949 года, вторник

Встали в четыре утра, намереваясь ехать в Батуми. Нас провожал, доставал билеты и т. д. диакон Апполон Мелитонович Баланчивадзе, бывший полковник царской армии, сын известного композитора, муж известной певицы.

Поезд был весь бесплацкартный. Слева от дороги были сначала живописные лесистые, но обычные горы, справа – равнина низовий Риона. Рион, по словам Митрополита Ефрема, есть не что иное, как Геон – райская река, упоминаемая в книге Бытия.

Мы приехали в Батуми. Волнения о том, достанем ли мы гостиницу и проч., сразу улеглись, когда мы увидели, что на вокзале нас встречает духовенство. Это сделала телеграмма Католикоса! Настроение сразу стало радужным. Нас доставили на извозчике на квартиру престарелой докторши Марии Георгиевны Фоминой, где уже был организован великолепный постный завтрак в русском стиле. Все духовенство Батуми, за исключением одного старичка, которого мы увидели позднее – оказалось русским.

Настоятель Никольской церкви о. Алексей Собчук – почтенный протоиерей шестидесяти лет, сорок лет уже живет в Батуми. Он был законоучителем гимназии.

Настоятель Александро-Невской кладбищенской церкви архимандрит Зиновий (Мажуга) знаком хорошо с о. Серафимом Романцовым. Весьма энергично заботилась относительно нашего устройства и дальнейшего продвижения староста Никольской церкви Александра Петровна. Ночевали мы в гостинице, а питаться ходили на квартиру к Марии Георгиевне. Туда же собиралось и духовенство и еще кое-кто (дамы, художник). Много помог нам (встречал, кое-что устраивал) недавно посвященный священник о. Лука Шевчук.

Конечно, побывали мы в знаменитом Ботаническом саду. Объяснения нам давал старший научный сотрудник ботанического сада Всеволод Владимирович Ангельский, сын протоиерея, подвижник научной работы, аскет по жизни, постоянный посетитель обеих церквей Батуми, необычайно скромный и милый человек.

Владыка провел еще добрый час в оранжерее, проявив большой интерес и обнаружив немалые познания в цветоводстве. Он был награжден семенами душистой безусой земляники и еще какими-то семенами.

Осмотр сада продолжался около 4-х часов. На обратном пути мы, милостью Божией были избавлены от аварии, которую чуть не сделал выпивший «пару пива» шофер. Дело обошлось восьмеркой на скорости 80 км/час, сильным ударом о край дороги и легким повреждением руки о. Зиновия.

6 июля, 1949 года, среда

Батуми – чистенький городок с асфальтированными или хорошо вымощенными улицами, с хорошенькими домиками и магазинами. Его улицы усажены тропическими растениями – пальмами, магнолиями.

Итересный краеведческий музей Аджарии. Аджарцы – это грузины, подпавшие когда-то под власть Турции. Они, к сожалению, приняли мусульманство (турки, завоевав Аджарию, издали закон, что христиане не имеют права владеть землей, поэтому крестьянское население Аджарии перешло в мусульманство). Когда аджарцы приняли мусульманство, то женщины их были изолированы дома и на их лица была накинута чадра. Это мусульманское мероприятие оказалось, совершенно неожиданно, полезным для сохранения грузинской национальности аджарцев. В то время, как мужчины, общаясь с турками, отуречились и приняли их язык, женщины, оставаясь дома, хранили родную речь и передавали ее своим детям. Недавно Святейший крестил несколько аджарцев.

Служба всенощной под Рождество Иоанна Предтечи правилась на трех языках – славянском, греческом и грузинском. Хор по-грузински и по-гречески пел только ектении.

Церковь расписана местным художником и, кажется, учителем рисования в школе, Олегом Владимировичем Громовым. Роспись сделана неплохо, иногда с ошибками и довольно безлично, но, в общем, хорошо.

7 июля 1949 года, четверг

Сегодня мы должны на теплоходе «Украина» плыть морем в Сухуми. С утра шел типичный батумский дождик. Он должен здесь выполнить норму 2 500 мм/год (в Ташкенте, кажется, 300 мм). Неудивительно, что ему приходится идти часто.

При посадке на теплоход к нам было проявлено исключительное внимание. Милиция специально просила нас не выходить с остальными пассажирами для посадки, а обождать приглашения. И, действительно, нас пригласили после приведения пристани и трапа в порядок. На наше шествие глазели с одной стороны, с теплохода, пассажиры, а с другой, с пристани – их провожающие. Немало собралось православных, пришедших проводить русского архиерея.

Дождик задержал погрузку; поэтому мы вышли с опозданием часа на два-три. Тем не менее, мы пришли в Сухуми вовремя, за счет быстрого хода и сильно сокращенной стоянки в Поти. Какое множество впечатлений дает спокойное шествие корабля по морю! Что за симфония самых различных красок неба и воды, все время меняющихся, как музыка! Владыка весь путь (6-7 часов) стоял на палубе у борта. Я радостно удивлялся тому, в какой степени ему по душе море. В нем сказывалась душа морского капитана, что необходимо для кормчего церковного корабля.

Мы подошли к Сухуми в сумерках. Его огни приветливо горели, а две огромные световые рекламы (гостиница «Абхазия» и еще что-то) призывно мигали.

«Приготовиться на правом якоре!» - раздалась команда. Через несколько минут еще какой-то возглас, и якорь с грохотом опустился на морское дно.

Мы тихо причалили к пристани. На берегу нас встретил протоиерей Гавриил Чачанидзе.

8 июля 1949 года, пятница

Ранним солнечным утром мы проехали по улицам Сухуми, по красивой пальмовой набережной, и в 7 утра зайцами проникли в городской ботанический сад. Сторож спросонья посмотрел на нас, когда мы уже уходили.

Побывали в изящном храме Св. Троицы. Построен он греками, и ими же возобновлен после войны.

Протоиерей Гавриил Чачанидзе еще недавно доцент университета историко-филологического факультета. Он принял сан с полгода тому назад. Говорит, что если чего, не дай Бог, умрет блаженнейший Каллистрат, то Гавриил Чачанидзе – главный кандидат на этот высокий пост. Другой кандидат (а, по-моему, единственный подходящий) – митрополит Ефрем. Но он был в лагере… На юго-восток от города видно ущелье, где в четырнадцати километрах от города находятся Команы – место кончины св. Иоанна Златоустого. Доехать туда мы не смогли из-за плохой дороги. Говорят, что там есть родник, поросший красной травой, цвет которой легенда приписывает крови святителя.

Вдали показалась характерная, поросшая лесом двойная гора Нового Афона. Более низкая носит название «Иверская Горка».

На площади, окруженной корпусами бывших монастырских зданий, стоит огромный светлый собор, чудесной архитектуры, расписанный незадолго до революции, посвященный великомученику Пантелеимону. Ныне в нем устроен клуб, а в монастыре санаторий. Собор – необычайной вместительности, приятного света, имеет на хорах придел. Живопись прекрасно сохранилась, и представляет главный интерес для осмотра.

…До Адлера мы ехали, нигде больше не останавливаясь, и по прибытии быстро вылетели на Баку, оттуда на Ашхабад. В Ашхабаде – серая мгла, духота, но не так жарко (вечером был даже непродолжительный ураган).

Мы поднялись с аэродрома и надеялись часов в 10 вечера быть в Ташкенте. Однако, пролетев не более 20 минут, повернули обратно и снова сели в Ашхабаде. Оказалось, что неисправен левый мотор. Капитан обещал отправиться завтра утром. Прекрасное впечатление произвел этот пожилой, солидный, спокойный летчик.

Владыка поехал в церковь, а я сидел с вещами и беседовал с капитаном, как вдруг ко мне подошел казначей ашхабадского храма Глушко. Он приехал за мной, и скоро я оказался в новопостроенном молитвенном доме Ашхабада, рядом с развалинами старого храма.

Начали петь канон. Народу было человек 150-200. Владыка читал. Пели совсем неплохо на 2 лика. После 1-го часа Владыка вышел на солею Царскими вратами, в клобуке, и сказал трогательное слово. Он напомнил ашхабадцам, что давно душою стремился к ним, но его задерживали разные дела. И вот теперь неисправность мотора, а на самом деле милость Божия, привела его сюда. Он рад, что православная община оправилась после страшного землетрясения и построила хороший храм.

Он напомнил и про свою заботу об ашхабадцах, как он посылал им церковь-палатку и распорядился во всех церквах епархии читать особые прошения о страждущих и об усопших. В заключение Владыка сообщил о своем желании посетить Ашхабад осенью. Речь Владыки сопровождалась рыданиями народа.

Церковный Совет устроил нам ужин в крещальне, после которого, прочтя вечерние молитвы, мы улеглись на топчанах во дворе. Ярко светила луна. Вдали лаял хор собак. Жгли москиты. Но не было душно, так как на наше счастье, воздух был освежен прошедшим вихрем.

10 июля, 1949 года, воскресенье

Встали в 4 часа утра и, едва занялся рассвет, были уже в аэропорту, заботами членов церковного совета. Пришлось ждать, пока самолету привезут поврежденную деталь самолета из Ташкента. Наконец, вылетели в 13.30 и без всяких приключений прилетели в Ташкент около 17 часов.

По дороге был красивый вид на Самаркандские горы и долину Зеравшана и на блестящее от соли, как от льда, озеро Тюз-Кане. В Ташкенте нас встретили о. Михей, Игорь, Валентин Иванович, и мы покатили на машине домой.

Так мы поспели в Ташкент за сутки до всенощной под Петра и Павла».

Ярньюс.Нет – Ярославль

 


Подписаться в Telegram

Лента новостей

В Ярославль привезли клеща из Индии
В Ярославль привезли клеща из Индии

Об этом рассказали в региональном Роспотребнадзоре.

29.03.2024 в 12:18
В Ярославле возобновился ремонт проспекта Октября
В Ярославле возобновился ремонт проспекта Октября

Об этом сообщают очевидцы.

29.03.2024 в 12:08
В Ярославле поджигатель двух машин получил условный срок
В Ярославле поджигатель двух машин получил условный срок

Преступление было совершено в прошлом году.

29.03.2024 в 12:07
Росреестр не будет регистрировать землю под возможный полигон ТКО под Ярославлем
Росреестр не будет регистрировать землю под возможный полигон ТКО под Ярославлем

Потому что администрация Ярославского района отозвала свою заявку.

29.03.2024 в 11:30
i
Рекламодатель:ИП Герасимов А.И
ИНН:760600154874
ERID:2VtzqwAr425
КС-столешница
В Ярославле прокуратура и СК проверят дом по жалобе ветерана ВОВ
В Ярославле прокуратура и СК проверят дом по жалобе ветерана ВОВ

В частности, проверка будет касаться работы управляющей компании, обслуживающей дом на Гужевой улице.

29.03.2024 в 10:35
«3 в 1»: популярный смартфон с выгодой 50% со связью и наушниками
«3 в 1»: популярный смартфон с выгодой 50% со связью и наушниками

Собери свой весенний комплект в билайне.

29.03.2024 в 10:28
Ярославский депутат Госдумы обнародовал свои доходы
Ярославский депутат Госдумы обнародовал свои доходы

Анатолий Лисицын опубликовал свою декларацию за 2023 год.

29.03.2024 в 10:25
Ярославская областная дума отмечает тридцатилетие
Ярославская областная дума отмечает тридцатилетие

Нынешний председатель областного парламента Михаил Боровицкий оценил юбилейную дату и дал оценку прошедшим трем десятилетиям.

29.03.2024 в 10:18
«Золотой» бане в Пошехонье не нашли нового подрядчика
«Золотой» бане в Пошехонье не нашли нового подрядчика

Предыдущая строительная компания попала в реестр недобросовестных.

29.03.2024 в 10:13
«Быть взрослым»: Никитин прокомментировал поражение ярославского «Локомотива»
«Быть взрослым»: Никитин прокомментировал поражение ярославского «Локомотива»

«Железнодорожники» уступили в шестом матче - 2:3. Счет в серии с «Авангардом» стал равным – 3:3.

29.03.2024 в 09:48
В Ярославле готовят проект нового корпуса психбольницы
В Ярославле готовят проект нового корпуса психбольницы

Речь пока что идет об инженерных изысканиях.

29.03.2024 в 09:42
В Ярославле начался приём в первые классы
В Ярославле начался приём в первые классы

График работы учебных заведений публикует департамент образования мэрии города.

29.03.2024 в 09:27
В Ярославле у мужчины и женщины изъяли более 5 килограммов наркотиков
В Ярославле у мужчины и женщины изъяли более 5 килограммов наркотиков

Предназначавшихся для сбыта в городе.

29.03.2024 в 08:59
Выдачи автокредитов в ЦФО увеличились в четыре раза
Выдачи автокредитов в ЦФО увеличились в четыре раза

В феврале все российские банки выдали физлицам на покупку автомобилей порядка 170 млрд* рублей.

29.03.2024 в 08:52
В горевшем доме на проспекте Ленина в Ярославле начали делать временную крышу
В горевшем доме на проспекте Ленина в Ярославле начали делать временную крышу

По прогнозам на работу может уйти от 3 до 5 дней.

29.03.2024 в 08:01
Ярославских лесозаготовителей привлекли за неправильное складирование древесины
Ярославских лесозаготовителей привлекли за неправильное складирование древесины

Нарушение в Большесельском районе выявила природоохранная прокуратура.

29.03.2024 в 07:01
В Ярославле вернулись к реновации построенных немцами двухэтажек
В Ярославле вернулись к реновации построенных немцами двухэтажек

В домах, признанных аварийными, по-прежнему живут люди.

29.03.2024 в 06:02
Летевший в Ярославль самолёт экстренно сел в Казани
Летевший в Ярославль самолёт экстренно сел в Казани

Об этом сообщает «Татар-Информ».

28.03.2024 в 19:01
Растет популярность «арктической ипотеки»
Растет популярность «арктической ипотеки»

С момента запуска «арктической ипотеки» в декабре 2023 года ее оформили более 840 раз.

28.03.2024 в 18:56
Главу УК в Рыбинске оштрафуют за падение наледи на курсантов
Главу УК в Рыбинске оштрафуют за падение наледи на курсантов

Об этом рассказали в пресс-службе прокуратуры Ярославской области.

28.03.2024 в 18:08
Жителей жилого комплекса в Ярославле напугал ребенок с пластиковым автоматом
Жителей жилого комплекса в Ярославле напугал ребенок с пластиковым автоматом

Похоже, разбираться с вопросом придётся ярославской полиции.

28.03.2024 в 17:13
Глава Тутаевского района доставила в Донецк гуманитарный груз и автомобили
Глава Тутаевского района доставила в Донецк гуманитарный груз и автомобили

В ДНР Ольга Низова отправилась вместе со своими коллегами по администрации района и депутатами.

28.03.2024 в 17:05
В «Шиннике» объяснили, почему матч в Ярославле пройдет без зрителей
В «Шиннике» объяснили, почему матч в Ярославле пройдет без зрителей

У ярославского стадиона попросту нет разрешения от регионального УМВД.

28.03.2024 в 15:52
В Ярославле будут судить капитана врезавшегося в пирс теплохода
В Ярославле будут судить капитана врезавшегося в пирс теплохода

Об этом сообщает Северо-Западная транспортная прокуратура.

28.03.2024 в 15:47
Проблемная котельная в Красных Ткачах вернулась в штатный режим работы
Проблемная котельная в Красных Ткачах вернулась в штатный режим работы

Об этом рассказал глава Карабихского сельского поселения Дмитрий Шибаев.

28.03.2024 в 15:35
40% жителей ЦФО регулярно занимаются спортом
40% жителей ЦФО регулярно занимаются спортом

40% жителей Центрального федерального округа (без учета Москвы и Московской области) регулярно занимаются физкультурой и разными видами спорта.

28.03.2024 в 15:34
Прощание с Юрием Ваксманом пройдет в Ярославском камерном театре
Прощание с Юрием Ваксманом пройдет в Ярославском камерном театре

Об этом сообщается на официальной странице театра.

28.03.2024 в 14:48
Арестован первый заместитель главы Ярославского района
Арестован первый заместитель главы Ярославского района

Александра Кошлакова обвиняют в превышении должностных полномочий.

28.03.2024 в 14:12

Видео

Все видео

Фоторепортажи

Все фоторепортажи

Самое читаемое