Загрузка

10 сентября, четверг – доброе утро, Ярославль! Чем больше толпа, тем ничтожнее индивид

10 сентября, четверг – доброе утро, Ярославль! Чем больше толпа, тем ничтожнее индивид


На видео – семь взаимно перпендикулярных красно-зелено-прозрачных линий.

monocler.ru

Как личность превращается в безымянную единицу, почему абстрактная идея государства становится реальнее жизни человека и что может изменить столь незавидное положение индивида в современном мире.

Что происходит сейчас в мире? Что происходит в нашей стране? Что происходит в душах людей? Стоит посмотреть один раз новости, чтобы ужаснуться: политике государства, невежеству чиновников, немому согласию народа (впрочем, всё как обычно: «народ безмолвствует»). Мы не любим политику, но обожаем разбираться в психологии масс и бродить по закоулкам коллективного бессознательного. Поэтому, чтобы пролить свет на причины воцарившегося безумия, мы решили опубликовать фрагмент из книги «Нераскрытая самость» Карла Густава Юнга (1957).

В главе «Незавидное положение индивида в современном мире» великий швейцарский психиатр пытается разобраться, почему индивид теряет свои черты и становится жертвой уравниловки, как таким абстрактным понятиям как государство и общество удаётся занять место конкретного индивида и подчинить своей политике смысл и цель его жизни, и почему вождь, порождённый аморфной массой, чаще всего оказывается не тем спасительным человеком, который может ясно и здраво взглянуть на ситуацию, а тем, кто, будучи рабом своих собственных измышлений, «неизбежно становится жертвой своего же непомерно раздутого эго-сознания».

По-моему, хорошая почва для размышлений. Так что читаем Юнга, учимся критически мыслить, ясно видеть, отделяться от толпы и государства и искать свою нераскрытую самость.

 

Незавидное положение индивида в современном мире

Что принесет с собой будущее? С незапамятных времен этот вопрос занимал человека, хотя и не всегда в одинаковой степени. История свидетельствует, что человек с тревогой и надеждой обращает свой взгляд в будущее во времена физических, политических, экономических и духовных потрясений, когда рождается множество надежд, утопических идей и апокалиптических видений. Вспоминаются, например, хилиастические ожидания современников императора Августа на заре христианской эры или духовные перемены на Западе, сопровождавшие конец первого тысячелетия от Рождества Христова. В наше время, когда близится к концу второе тысячелетие, мы снова живем в мире, переполненном апокалиптическими образами всеобщего уничтожения. Какое значение имеет деление человечества на два лагеря, символом которого является «Железный Занавес»? Что станет с нашей цивилизацией и с самим человечеством, если начнут взрываться водородные бомбы или если духовная и нравственная тьма государственного абсолютизма поглотит всю Европу?

У нас нет никаких оснований считать возможность такого исхода маловероятной. В любой стране Запада существуют небольшие группы подрывных элементов, которые, используя нашу гуманность и стремление к правосудию, держат наготове спичку у бикфордова шнура, и остановить распространение их идей может только критический разум отдельного, в высшей степени развитого и умственно стабильного слоя населения. Не следует переоценивать «толщину» этого слоя.

В каждой стране она разная, в зависимости от национального темперамента населения. Кроме того, «толщина» этого слоя зависит от уровня образования в данной конкретной стране и от чрезвычайно сильных факторов экономического и политического характера. Если в качестве критерия использовать плебисцит, то по самым оптимистическим оценкам «толщина» этого слоя составит сорок процентов от общего числа избирателей. Но и более пессимистическая оценка будет вполне оправданной, поскольку дар здравого смысла и критического мышления не принадлежит к наиболее характерным отличительным особенностям человека, и даже там, где он действительно имеет место, он не является постоянным и непоколебимым, и, как правило, слабеет по мере разрастания политических групп. Масса подавляет проницательность и вдумчивость, на которые еще способна отдельно взятая личность, и неизбежно приводит к доктринерской и авторитарной тирании, стоит только конституционному государству дать слабину.

Использование рациональных аргументов может иметь шансы на успех только в том случае, если эмоциональность данной конкретной ситуации не превышает определенного критического уровня. Если накал страстей поднимается выше критического уровня, то исчезает всякая возможность того, что слово разума возымеет действие, и на смену ему приходят лозунги и иллюзорные желания-фантазии. То есть наступает своеобразное коллективное безумие, которое быстро превращается в психическую эпидемию. В таких условиях на самый верх поднимаются те элементы, которые в эпоху правления разума считаются асоциальными и существование которых общество лишь терпит.

Такие индивиды ни в коей мере не являются редкими необычными экземплярами, которых можно встретить лишь в тюрьме или психиатрической больнице. По моим оценкам, на каждого явного сумасшедшего приходится, как минимум, десять скрытых, безумие которых редко проявляется в открытой форме, а взгляды и поведение, при всей внешней нормальности, незаметно для их сознания подвергаются воздействию патологических и извращенных факторов. По вполне понятным причинам, не существует такой медицинской статистики скрытых психозов. Но даже если их число будет чуть менее, чем в десять раз, превышать число явных психопатов и преступников, их небольшое относительно общей массы населения количество с лихвой компенсируется крайней опасностью этих людей. 

Их умственное состояние сродни состоянию группы, пребывающей в коллективном возбуждении, и подчиняется пристрастным оценкам и желаниям-фантазиям. Когда такие люди находятся в своей среде, они приспосабливаются друг к другу и, соответственно, чувствуют себя, как дома. На своем личном опыте они познали «язык» ситуаций такого рода и знают, как ими управлять. Их идеи-химеры, подпитываемые фанатичным возмущением, взывают к коллективной иррациональности и находят в ней плодородную почву; они выражают все те мотивы и все то недовольство, которые у более нормальных людей скрыты под покровом благоразумия и проницательности. А потому, несмотря на их малое в процентном отношении количество, они представляют собой как источники заразы большую опасность, именно потому, что так называемый нормальный человек обладает только ограниченным уровнем самопознания.

Большинство людей путает «самопознание» со знанием своей осознаваемой эго-личности. Любой человек, у которого имеется хоть какое-то эго-сознание, не сомневается в том, что он знает самого себя. Но эго знает только свое содержимое, и не знает бессознательного и его содержимого. Люди определяют свое самопознание мерой знания о себе среднего человека из их социального окружения, но не реальными психическими фактами, которые, по большей части, скрыты от них.

В этом смысле психе подобна телу, о физиологии и анатомии которого средний человек тоже мало что знает. Хотя рядовой человек и живет в теле и с телом, но большая его часть ему совершенно неизвестна, и для ознакомления сознания с тем, что известно о теле, требуется специальное научное знание. Я уже не говорю о том, что «не известно» о теле, но что, тем не менее, существует.

Значит то, что принято называть «самопознанием», на деле является очень ограниченным знанием, большая часть которого зависит от социальных факторов, от того, что происходит в человеческой психе. Поэтому-то у человека всегда возникает предубеждение, что определенные вещи происходят не «с нами», не «в нашей семье» или не с нашими друзьями и знакомыми. С другой стороны, у человека возникает не менее иллюзорное убеждение насчет наличия у него определенных качеств, и эта убежденность лишь скрывает истинное положение вещей.

В этом широкой зоне бессознательного, которая надежно защищена от критики и контроля сознания, мы совершенно беззащитны, открыты всем видам психического воздействия и психических инфекций. Как и при опасности любого другого типа, мы можем предотвратить риск психической инфекции только в том случае, если будем знать, что именно будет атаковать нас, а также, где, когда и каким образом произойдет нападение. Поскольку самопознание это вопрос знания конкретных фактов, то теория здесь вряд ли может помочь.

Ибо, чем больше теория претендует на свою универсальную истинность, тем меньше она способна послужить основанием для правильной оценки отдельных конкретных фактов.

Любая основанная на житейском опыте теория неизбежно является статистической; она выводит идеальную среднюю величину и отвергает все исключения по обоим краям шкалы, заменяя их абстрактным смыслом. Эта теория вполне истинна, только в жизни дела идут не всегда в соответствии с ней. Несмотря на это, абстрактный смысл теории фигурирует в качестве незыблемого фундаментального факта. Любые исключения крайности, хоть и являются не менее реальными, в теорию вообще не включаются, потому что опровергают друг друга. Например, если я вычислю вес каждого камушка на покрытом галькой пляже и получу средний вес в пять унций, то эта цифра мало что сможет мне сказать о реальной природе гальки. Любого, кто на основании моих изысканий решит, что сможет с первой попытки подобрать камешек весом в пять унций, ждет серьезное разочарование. И в самом деле, может статься так, что и после долгих часов поисков он так и не найдет камушка весом точно в пять унций.

Статистический метод показывает нам факты в свете идеальной средней величины, но не дает нам представления об их эмпирической реальности. Несмотря на то, что средняя величина, вне всякого сомнения, отражает определенный аспект реальности, она может самым коварным образом фальсифицировать истину. Это прежде всего относится к теориям, основанным на статистике. Между тем, отличительной чертой факта является его индивидуальность. Грубо говоря, реальная картина состоит только из исключений из правила и, соответственно, в абсолютной реальности полностью господствует неправильность.

Об этом следует вспоминать каждый раз, когда речь заходит о том, что теория может быть проводником на пути самопознания. Не существует и не может существовать никакого самопознания, основанного на теоретических предположениях, поскольку объектом этого познания является индивид относительное исключение и феномен «неправильности». А потому, характерные черты индивида являются не универсальными и правильными, а, скорее, уникальными. Его следует воспринимать не как стандартную единицу, а как нечто уникальное и единственное в своем роде, что, в принципе, нельзя познать до конца и нельзя сравнить с чем-нибудь еще. В то же самое время, человек, как представитель рода человеческого, может и должен быть описан, как статистическая единица; в противном случае о нем нельзя будет сказать ничего общего. Для решения этой задачи его следует рассматривать как единицу сравнения. Результатом этого являются универсально правильные антропология и психология с абстрактной фигурой человека

Под воздействием научных предположений не только психе, но и индивидуальный человек и даже индивидуальные события становятся жертвами «уравниловки» и «стирания различий», которые искажают картину реальности, превращая ее в концептуальную среднюю величину. Мы не должны недооценивать психологическое воздействие статистической картины мира: она отвергает индивида, заменяя его безликими единицами, которые собирает в массовые формации. Вместо конкретного индивида мы имеем названия организаций и, как кульминацию, абстрактную идею Государства, как принципа политической реальности. При этом нравственная ответственность индивида неизбежно заменяется государственными интересами raison d’etat (Государственная необходимость, благо государства (фр.) — прим. ред.). Вместо нравственной и умственной дифференциации индивидов мы имеем благосостояние общества и повышение жизненного уровня.

Цель и смысл индивидуальной жизни (которая является единственной реальной жизнью) заключается уже не в индивидуальном развитии, а в политике Государства, которая навязывается индивиду извне и состоит в претворении в жизнь абстрактной идеи, которая имеет тенденцию притягивать к себе всю жизнь. Индивида все больше лишают права на принятие нравственного решения о том, как ему следует прожить его же собственную жизнь. Его кормят, одевают, обучают и дисциплинируют, как единицу общества, его селят в соответствующую единицу жилья и доставляют ему удовольствие и удовлетворение в той форме, в какой их воспринимает толпа. Правители, в свою очередь, являются такими же единицами общества, как и подданные, и отличаются от последних только тем, что представляют собой рупор государственной доктрины. Им совсем не обязательно обладать здравым смыслом, они могут просто быть хорошими специалистами, совершенно бесполезными вне области их специализации. Государственная политика определяет, что следует преподавать и что следует учить.

Сама всемогущая доктрина Государства отчасти становится жертвой манипулирующих в интересах государства людей, занимающих в правительстве самые высокие посты и сосредоточивших в своих руках всю власть. Любой человек, попавший, то ли путем честных выборов, то ли по прихоти судьбы, на один из таких постов, больше уже никому не подчиняется; он сам является «политикой государства» и может следовать в определенном им самим направлении. Вслед за Людовиком XIV он может сказать: «Государство это я». Стало быть, он является единственным или, по крайней мере, одним из тех очень немногих индивидов, которые могли бы использовать свою индивидуальность, если бы только знали, как отделить себя от доктрины Государства. Однако, они, как правило, являются рабами своих собственных измышлений. Подобная однобокость всегда психологически компенсируется бессознательными подрывными тенденциями. Рабство и бунт неотделимы друг от друга. В результате борьба за власть и крайняя подозрительность пронизывают весь организм от верхушки до самого низа. Более того, стремясь компенсировать свою хаотическую бесформенность, масса всегда порождает «вождя», который, как учит нас история, неизбежно становится жертвой своего же непомерно раздутого эго-сознания.

Такое развитие событий становится логически неизбежным в тот момент, когда индивид соединяется с массой и перестает быть индивидом. Помимо агломерации огромных масс, в которых индивид растворяется в любом случае, одной из главных причин психологического массового сознания является научный рационализм, который лишает личность основ ее индивидуальности и ее достоинства. Как социальная единица, личность утрачивает свою индивидуальность и становится простой абстрактной статистической величиной. Она может играть только роль легко заменяемой и совершенно незначительной «детали». Если на нее смотреть со стороны и рационально, то именно этим она и является, и с этой точки зрения совершенно абсурдными будут рассуждения о ценности или значении индивида. И в самом деле, вряд ли можно себе представить, как у человека может быть индивидуальная достойная жизнь, если истинность прямо противоположного утверждения ясна, как божий день.

Если смотреть на индивида с этой точки зрения, то его значение действительно уменьшается, и любой, кто захочет оспорить это положение, быстро обнаружит нехватку аргументов. Тот факт, что индивид ощущает себя самого или членов своей семьи, или близких друзей значительными личностями, только подчеркивает несколько комичную субъективность его ощущений. Ибо, что значат несколько людей по сравнению с десятью тысячами или сотней тысяч, не говоря уже о миллионе? Мне вспоминается глубокомысленное высказывание одного моего приятеля, с которым мы застряли в огромной толпе. Он тогда неожиданно воскликнул: «Вот тебе самое надежное основание для неверия в бессмертие: вся эта куча народу хочет быть бессмертной!»

Чем больше толпа, тем ничтожнее индивид. И если индивида переполнит ощущение собственной незначительности и бессилия, и он почувствует, что его жизнь утратила смысл, который, в конце концов, не тождественен благосостоянию общества и высокому уровню жизни значит он уже близок к тому, чтобы стать рабом Государства и, сам того не желая и не подозревая, его горячим приверженцем. Человеку, взгляд которого обращен только во внешний мир, и который съеживается при виде «больших батальонов», нечего противопоставить той информации, которую ему сообщают его органы чувств и его разум. Именно это сейчас и происходит: мы все заворожено преклоняемся перед статистическими истинами и большими числами; нам ежедневно сообщают о ничтожности и тщетности индивидуальной личности, если она не представлена и не персонифицирована какой-либо массовой организацией. И наоборот, те персонажи, которые с важным видом расхаживают по мировой сцене и голоса которых доносятся до всех и каждого, некритически мыслящей публике представляются вознесенными наверх на волне какого-нибудь массового движения или общественного мнения. Поэтому толпа либо аплодирует им, либо проклинает. Поскольку здесь доминирующую роль играет массовое мышление, то нет уверенности в том, выражают ли эти люди свое мнение, за которое они несут персональную ответственность, или же они являются всего лишь рупором, выражающим мнение коллектива.

В таких условиях вряд ли можно удивляться тому, что индивиду все труднее сформировать мнение о самом себе, и что ответственность стала максимально коллективной, то есть индивид снял ее с себя и делегировал коллективу. Таким образом, индивид все больше и больше становится функцией общества, которое, в свою очередь, узурпирует функции носителя реальной жизни, хотя, на самом деле, общество есть ни что иное, как абстрактная идея, вроде идеи Государства. Обе эти идеи овеществлены то есть стали автономными. Государство, в особенности, стало полуодушевленным существом, от которого все всего ждут. На самом же деле, оно это всего лишь камуфляж для тех индивидов, которые знают, как им манипулировать. Так что конституционное Государство сползает в примитивную форму общества, форму коммунизма первобытного племени, где каждый является субъектом автократического правления вождя или олигархии.  

1957 г.

Ярньюс.Нет – Ярославль


Подписаться в Telegram

Лента новостей

В Переславле сгорел автокран
В Переславле сгорел автокран

Обошлось без пострадавших.

24.05.2024 в 19:02
В Ярославле поменяют схему движения по Юбилейному мосту
В Ярославле поменяют схему движения по Юбилейному мосту

Водителей просят выезжать заранее.

24.05.2024 в 18:03
Заказавший такси рыбинец лишился 33 тысяч рублей
Заказавший такси рыбинец лишился 33 тысяч рублей

По данному факту возбуждено уголовное дело.

24.05.2024 в 17:52
В Ростов привезли новый памятник князю Василько
В Ростов привезли новый памятник князю Василько

Его собирались установить в городе почти 30 лет.

24.05.2024 в 16:29
В Ярославле задержали расклейщика объявлений из Воронежа
В Ярославле задержали расклейщика объявлений из Воронежа

Мужчине придется платить штраф.

24.05.2024 в 16:24
i
Рекламодатель:ИП Герасимов А.И
ИНН:760600154874
ERID:2Vtzqxf6Wqo
КС-столешница
Банк Уралсиб возглавил рейтинг самых выгодных банков для открытия вклада
Банк Уралсиб возглавил рейтинг самых выгодных банков для открытия вклада

Банк Уралсиб возглавил рейтинг самых выгодных банков для открытия вклада в мае 2024 года, который подготовил портал Brobank.ru.

24.05.2024 в 15:01
«Лайфхакер» нашёл способ объехать пробку в Заволжском районе Ярославля
«Лайфхакер» нашёл способ объехать пробку в Заволжском районе Ярославля

Хотя за такое можно лишиться водительских прав.

24.05.2024 в 13:53
В Ярославле подрядчиков попросили прибрать тротуары ко Дню города
В Ярославле подрядчиков попросили прибрать тротуары ко Дню города

Сейчас некоторые улицы города выглядят совсем неприглядно.

24.05.2024 в 13:15
Ярославцев возмутила кража стройматериалов с объекта благоустройства
Ярославцев возмутила кража стройматериалов с объекта благоустройства

Они сделали фото, как с улицы Свободы водитель частного авто вывозит кирпичи.

24.05.2024 в 12:55
В МЧС назвали предварительную причину пожара в ярославском ресторане
В МЧС назвали предварительную причину пожара в ярославском ресторане

Там считают, что «Бургер Кинг» загорелся из-за заноса открытого источника огня.

24.05.2024 в 12:35
Житель Рыбинска получил пожизненный срок за убийство
Житель Рыбинска получил пожизненный срок за убийство

Такой приговор вынес Ярославский областной суд.

24.05.2024 в 11:43
Занявшее почти весь тротуар крыльцо магазина в Ярославле оказалось нормой
Занявшее почти весь тротуар крыльцо магазина в Ярославле оказалось нормой

Хотя выглядит это по-прежнему совсем ненормально.

24.05.2024 в 11:37
Ярославцы просят вернуть легендарную столовую на Резинотехнике
Ярославцы просят вернуть легендарную столовую на Резинотехнике

Свои обращения они оставляют в телеграм-канале губернатора Михаила Евраева.

24.05.2024 в 11:17
Полиция задержала ярославских теневых банкиров, обналичивших миллиард
Полиция задержала ярославских теневых банкиров, обналичивших миллиард

Об этом сообщила официальный представитель МВД России Ирина Волк.

24.05.2024 в 10:58
В мэрии Ярославля рассказали о реконструкции Яковлевского круга
В мэрии Ярославля рассказали о реконструкции Яковлевского круга

Подробно о грядущем капремонте сообщил во время эфира в центре управления регионом глава департамента городского хозяйства Ярослав Овчаров.

24.05.2024 в 10:17
Ярославские предприятия в нерабочее время атакуют киберпреступники
Ярославские предприятия в нерабочее время атакуют киберпреступники

Это подтверждают исследования киберугроз в промышленной отрасли.

24.05.2024 в 10:10
В Тутаеве горели магазин и частный дом
В Тутаеве горели магазин и частный дом

К счастью, обошлось без жертв.

24.05.2024 в 09:56
В Ростове отменили день города
В Ростове отменили день города

За это проголосовал местный муниципальный совет.

24.05.2024 в 08:54
В мэрии Ярославля объяснили спил деревьев на улице Кирова
В мэрии Ярославля объяснили спил деревьев на улице Кирова

Власти заявили, что это были сухие деревья.

24.05.2024 в 08:01
Десять вопросов о ремонте дорог в Ярославле
Десять вопросов о ремонте дорог в Ярославле

ЯрНьюс решил собрать основную информацию о том, какие дороги и в какие сроки будут ремонтировать в областном центре в 2024 году.

24.05.2024 в 07:01
В Ярославле поставят 75 «умных» остановок
В Ярославле поставят 75 «умных» остановок

В основном в центральной части города.

24.05.2024 в 06:01
Грузовик снес чугунный забор в центре Ярославля
Грузовик снес чугунный забор в центре Ярославля

Об этом сообщает корреспондент ЯрНьюс.

23.05.2024 в 20:55
Ярославец угрожал ножом посетителям фастфуда
Ярославец угрожал ножом посетителям фастфуда

ЧП произошло в самом центре Ярославля.

23.05.2024 в 20:43
Банк Уралсиб рассказал о том, как клиенты тратят деньги с карт
Банк Уралсиб рассказал о том, как клиенты тратят деньги с карт

Банк Уралсиб проанализировал, на что тратят деньги со своих карт различные категории клиентов.

23.05.2024 в 18:40
Ярославская прокуратура помогла вернуть в бюджет 33 миллиона налогов
Ярославская прокуратура помогла вернуть в бюджет 33 миллиона налогов

Которые при помощи липовых расчётов с существующими только на бумаге фирмами проводила ярославская компания.

23.05.2024 в 18:27
Главе Рыбинска предложили срочно сменить автобусного перевозчика
Главе Рыбинска предложили срочно сменить автобусного перевозчика

В ответ Дмитрий Рудаков заявил, что власти над этим работают.

23.05.2024 в 18:17

Видео

Все видео

Фоторепортажи

Все фоторепортажи

Самое читаемое